Способность слышать внутренний голос определяется как умение воспринимать слуховые образы, то есть «слушать» собственные мысли в ходе внутреннего диалога или монолога. Например, когда человек мысленно воссоздает беседу с знакомым, он четко представляет его голос.
Порой люди даже «слышат» речь другого человека, читая его письмо или сообщение в мессенджере. Это ощущение внутреннего голоса схоже с возможностью представлять звуки — например, знакомую мелодию или звук сирены.
Ранее считалось, что такая способность доступна всем, однако недавние исследования опровергли это мнение. Ученые выяснили, что те, кто может «слышать» голоса и звуки, обладают определенными преимуществами по сравнению с теми, у кого внутренний голос отсутствует.
В своем недавнем исследовании ученые привлекли более 90 добровольцев. Из них половина сообщила о наличии «болтливого» внутреннего голоса, который они четко воспринимают. Остальные участники не ощущали подобного внутреннего диалога. Всем добровольцам были предложены различные задания, такие как запоминание слов в заданной последовательности и создание рифм.
Хотя задачи оказались непростыми для всех, исследователи предполагали, что для тех, кто не ощущает внутреннего голоса, они могут быть еще более трудными, так как для их выполнения необходимо мысленно повторять слова. Участники с внутренним голосом справлялись с заданиями быстрее и успешнее.
Исследование подтвердило правильность гипотезы. Добровольцы, которые «слышали» внутренние голоса, значительно обогнали остальных участников в решении определенных задач. Об этом сообщают авторы в журнале Psychological Science. Ученые считают, что такие способности помогают людям лучше обрабатывать слова. Однако стоит отметить, что в других заданиях, связанных с многозадачностью и вниманием, различий в результатах между участниками не наблюдалось.
В процессе исследования ученые выявили любопытную деталь: различия в способности решать задачи между двумя группами участников исчезали, когда все они произносили слова вслух. Это указывает на то, что использование собственного голоса может быть столь же эффективным, как и внутренний диалог.
Существует вероятность, что у людей, не обладающих внутренним голосом, имеются иные методы решения задач, связанных с обработкой слов. К примеру, некоторые участники отмечали, что при выполнении одних заданий постукивали указательным пальцем, а при других — средним. Кроме того, люди могут шептать слова в процессе размышлений.
Хотя причинно-следственная связь остается неясной, можно предположить, что у некоторых людей внутренний голос не сформировался из-за применения других стратегий с раннего возраста. Тем не менее, для более точных выводов необходимо провести дополнительные исследования. Вероятно, существуют иные факторы, которые могут объяснить отсутствие слуховых образов, и их еще предстоит изучить.
По данным ученых, выявленные различия между людьми не оказывают влияния на коммуникацию, например, не приводят к задержкам в ходе обычного разговора. Кроме того, кажется, что люди с «безмолвным умом» усваивают вербальную информацию так же эффективно, как те, кто обладает внутренним голосом.
Существует вероятность, что имеются различия, о которых ученые пока не осведомлены. Эти различия могут оказывать влияние на результативность «разговорной терапии», ориентированной на изменение привычных моделей мышления. Возможно, такая терапия оказывается более действенной для людей, воспринимающих слуховые образы.
Также стоит отметить еще одно преимущество, связанное с наличием слуховых образов. Например, композитор Людвиг ван Бетховен, потеряв слух, продолжал создавать музыкальные произведения. Вероятно, его внутреннее восприятие музыки было настолько развито, что он мог слышать мелодии даже без физического слуха.
Оригинал earth-chronicles.ru