
Трамп назвал полное и немедленное прекращение огня между Индией и Пакистаном дипломатической победой США. Но американская дипломатия часто отдаёт приоритет краткосрочным целям. Так что непонятно, действительно ли Вашингтон сыграл решающую роль в достижении договорённостей или просто извлекает выгоду из событий, сформировавшихся благодаря прямым контактам между Нью-Дели и Исламабадом.
Министерство иностранных дел Индии подтвердило, что соглашение о прекращении огня между Индией и Пакистаном вступило в силу 10 мая после прямых переговоров между военным руководством двух стран. В 15:35 по индийскому времени командующий военными операциями Пакистана позвонил своему индийскому коллеге. Стороны договорились прекратить все боевые действия – на суше, в море и в воздухе – с 17:00 того же дня. Генерал-лейтенант Гай заявил, что вооруженные силы Индии до сих пор проявляли «огромную сдержанность» и «наши действия были целенаправленными, взвешенными и не носили эскалационного характера».
Однако несколько часов спустя президент США Дональд Трамп сделал сенсационное заявление в соцсети Truth Social: его команда выступила посредником в прекращении огня и добилась успеха. «Полное и немедленное прекращение огня» он назвал дипломатической победой Соединённых Штатов. Затем госсекретарь Марко Рубио заявил, что он и вице-президент Джей Ди Вэнс помогли заключить соглашение в координации с официальными представителями двух стран. Заявление вызвало волну комментариев: сторонники увидели в нём восстановление влияния Вашингтона в регионе, где он утратил свои позиции, а критики заговорили о преждевременном самовосхвалении и попытке встроить США в процесс, который напрямую наладили Индия и Пакистан.
У отношений Индии и Пакистана длинная и непростая история, особенно из-за Кашмира. Последний виток противостояния начался с теракта в районе Пахалгам в штате Джамму и Кашмир, в результате которого погибли 26 мирных жителей – 25 туристов-индуистов и их местный гид. Индия возложила ответственность за атаку на базирующиеся в Пакистане группировки «Лашкар-э-Тайба» (признана террористической и запрещена в России) и «Джаиш-е-Мухаммад» (признана террористической и запрещена в России). В ответ 7 мая Индия начала операцию «Синдор», были нанесены авиаудары по террористической инфраструктуре в Пакистане и оккупированной Пакистаном территории Кашмира. В тот же день индийские ракеты поразили девять объектов в Пакистане, сообщалось о гибели 31 человека. В Нью-Дели подчеркнули, что удары были точечными, не затрагивали гражданские или военные объекты и были направлены исключительно на уничтожение лагерей террористов. Пакистан ответил массированными обстрелами, в результате которых пострадали мирные жители, затем последовали атаки с применением дронов и ракет по гражданским районам. Системы ПВО Индии перехватили большую часть снарядов. Индия ответила контрударом по военной инфраструктуре Пакистана, в том числе по ключевым авиабазам, которым, как сообщается, был нанесён значительный ущерб.
На этом фоне стоит обратить особое внимание на момент сенсационного заявления Трампа. В последние годы роль США в Южной Азии снижается, в то время как Китай усиливает своё присутствие посредством инициативы «Пояс и путь», в частности через Китайско-пакистанский экономический коридор и другие региональные проекты, которые проходят по спорным территориям и ещё больше укрепляют влияние Пекина.

Стратегически нестабильная, но управляемая Южная Азия отвечает интересам США, особенно если это поможет противодействовать растущему влиянию Китая.
Однако остаётся неясным, действительно ли США сыграли центральную роль в соглашении о прекращении огня.
Официальная позиция Индии была сдержанной, подчёркивалось, что договорённость о прекращении огня была достигнута путём прямых контактов между военными. Это отражает давнюю позицию Индии, которая отвергает вмешательство третьих сторон в её споры с Пакистаном. Пакистан, со своей стороны, отреагировал более тепло – министр иностранных дел Исхак Дар поблагодарил США и приветствовал их роль в содействии миру.
Эта разница в тоне говорит о многом. Для Индии иностранное посредничество несёт с собой риск подрыва её позиции по Кашмиру и стратегии региональной автономии в целом. Для Пакистана международное участие часто обеспечивает некую форму легитимности и даёт возможность оказывать давление на Индию по внешним каналам.
Россия, в свою очередь, с её давней заинтересованностью в стабильности в Южной Азии внимательно следит за ситуацией. Она выстроила рабочие отношения как с Индией, так и с Пакистаном и в целом поддерживает усилия по снижению напряжённости. При этом она по-прежнему настороженно относится к действиям США, которые могут вытеснить других региональных игроков.

Москва предпочитает более инклюзивные дипломатические подходы, которые не сталкивают крупные державы друг с другом и не навязывают односторонние решения.
В то время как на Западе растущее присутствие Китае в Южной Азии часто вызывает подозрения, Россия скорее рассматривает его как возможность для конструктивного регионального сотрудничества, а не как прямую угрозу какому-либо государству – крупному или небольшому.
Всё это означает, что, хотя прекращение огня приветствуется, оно не решает ключевых проблем. Уже появляются первые сообщения о нарушениях прекращения огня, включая атаки пакистанских беспилотников на авиабазу Удхампур в Джамму и Кашмире, базу ВВС Уттарлай в районе Бармер в штате Раджастхан, а также атаки Индии на гражданские районы в Чамбе, округ Бхимбер, Азад-Кашмир, как утверждает Пакистан. Недоверие глубоко укоренилось с обеих сторон, и соглашения, заключённые в разгар кризиса, не всегда длятся долго. Без широкого политического процесса перемирие – независимо от того, кто приписывает себе заслуги, – вряд ли решит проблему надолго.
Есть и более глобальный вопрос по поводу роли США. Американская дипломатия часто отдаёт приоритет краткосрочным целям, а не выстраиванию прочных региональных структур. Подход Трампа отражает эту модель – громкие заявления, достойные заголовков в СМИ, при полной неясности относительно дальнейшего пути. Непонятно, действительно ли Вашингтон сыграл решающую роль в достижении договорённостей или просто извлекает выгоду из событий, сформировавшихся благодаря прямым контактам между Нью-Дели и Исламабадом.
В любом случае прекращение огня – это позитивный шаг, но только шаг. Южная Азия остаётся одним из самых нестабильных регионов мира, и для прочного мира между Индией и Пакистаном телефонных звонков и пресс-конференций будет недостаточно. Необходимы постоянное взаимодействие, взаимное доверие и международная поддержка. Без этого история рискует повториться – с очередным кризисом, очередным посредничеством и очередным хрупким перемирием.
Автор: Хридай Сарма, индийский юрист и независимый исследователь, занимающийся вопросами энергетики в Большой Евразии
Источник Source