Старение может относиться не ко всем одинаково. Это неравенство связано с разницей между хронологическим возрастом человека — сколько ему лет в годах — и биологическим возрастом, то есть тем, как его организм стареет естественным образом и в ответ на окружающую среду.
Эти два фактора могут расходиться как в благословенную, так и в проклятую сторону. Поэтому те, кто вырос в условиях сильного стресса или загрязненной окружающей среды, могут выглядеть намного старше своих лет.
И желтобрюхие сурки могут кое-что рассказать нам об этих двух возрастах.
Желтобрюхие сурки (Marmota flaviventer) не являются обитающими в норах метеорологами, как сурок. Они могут показаться трусливыми, но эти причудливые животные, также известные как свистуны, являются интересными объектами для изучения: грызуны размером с кошку имеют более продолжительную жизнь, чем ожидается для млекопитающих их размера. В среднем сурки живут 15 лет.
В течение девяти месяцев в году эти милашки защищают свои пушистые желтые брюшки от холодных зим Скалистых гор, находясь в глубокой спячке. Многие млекопитающие впадают в спячку, например, медведи и белки, но у сурков сезон спячки один из самых длинных. Спячка может не только защищать животных от стихии в период нехватки пищи. Она может полностью приостановить старение.
Новое исследование, проведенное командой Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, опубликованное в журнале Nature в начале марта, проверяет гипотезу о том, что во время спячки сурки полностью останавливают биологическое старение. Исследователи полагают, что сурки, впадающие в спячку, могут что-то учудить.
ЧТО НОВОГО — Действительно, результаты исследования соответствовали гипотезе о том, что биологическое старение останавливается во время спячки.
Спячка — это не просто сон, это физиологическое состояние. Когда сурок впадает в спячку, его метаболизм резко замедляется, а температура тела может упасть до 5 градусов Цельсия, или чуть выше нуля. По словам автора исследования, профессора биологии Калифорнийского университета Дэна Блюмштейна, он сжигает до одного грамма жира в день, что очень много для грызуна весом 6 килограммов (13 фунтов). Эта трансформация полностью меняет животное.
«Он чувствует себя как холодный, пушистый камень», — говорит Блюмштейн. Превращение в холодный камень может остановить многие процессы, ускоряющие старение».
Ведущий автор исследования, Габриэла Пиньо, проследила за процессом биологического старения 73 сурков, изучив их эпигенетические изменения, которые представляют собой многочисленные естественные изменения, происходящие в ДНК человека с течением времени. Она изучала эти изменения по эпигенетическому маркеру.
«В настоящее время это лучший маркер, который мы имеем для оценки биологического старения», — говорит она. «Они самые точные». Пиньо завершила это исследование, будучи доктором философии в Калифорнийском университете. Сейчас она работает в Бразилии в экологической неправительственной организации Instituto de Pesquisas Ecológicas.
Она обнаружила, что во время спячки произошло мало эпигенетических изменений, что означает, что биологический возраст сурков не изменился.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО — Биологи понимают спячку как адаптированную стратегию выживания. Логично предположить, что долголетие сурков объясняется тем, что они проводят более половины календарного года под защитой в своих норах. Они не могут быть жертвами, если не переходят дорогу, верно?
Подход Пиньо к изучению долголетия сурков рассматривал биологический механизм в дополнение к факторам окружающей среды. Насколько ей известно, ее команда является первой, которая рассматривает эпигенетические маркеры в качестве признаков старения сурка во время спячки.
«Мы просто пытаемся понять, как устроена жизнь сурков, как они могут достичь такой продолжительности жизни, которая намного выше, чем у других видов», — говорит она.
Оригинал earth-chronicles.ru