Хотя многие из нас, вероятно, изо всех сил стараются быть интересными, скучные люди встречаются повсюду. Может быть, это человек, который никогда не заканчивает рассказ правильно, или тот, кто просто не может перестать рассказывать вам о своих «приключениях» во время наблюдения за птицами.
В новой работе исследовано, что заставляет людей казаться скучными, и как это влияет на наше восприятие скучных людей. Для этого исследователи попросили более 500 человек, участвовавших в пяти различных исследованиях, назвать наиболее стереотипно скучные черты характера, хобби и работу.
«К сожалению, некоторые люди воспринимаются как скучные», — пишет в своей статье команда под руководством исследователя психологии Университета Эссекса Вейнанда Ван Тилбурга.
«Мы изучили стереотипные черты скучных людей, попросив людей придумать, а затем оценить их […] Эти результаты показывают, что стереотип скучного человека может иметь существенные негативные межличностные последствия».
В первых двух исследованиях, в которых приняли участие в общей сложности 463 человека, набранных через MTurk, команда попросила участников составить список скучных черт, а затем проранжировать их.
Добровольцы отнесли к пяти самым скучным профессиям анализ данных, бухгалтерский учет, налоги/страхование, уборку и банковское дело, а к самым скучным хобби — сон (да?), религию, просмотр телевизора, наблюдение за животными и математику (бедные математики!).
На вопрос о характеристиках стереотипных зануд люди назвали такие качества, как отсутствие интересов, чувства юмора, нелюбопытство или склонность к жалобам.
«Чем более типичные черты стереотипной скуки описывали человека, тем больше он воспринимался как скучный», — пишет команда.
«Кроме того, что важно для социальных последствий такого восприятия, стереотипная скука влияла на восприятие межличностной теплоты и компетентности».
Хотя придумывать самых скучных людей, каких только можно себе представить, довольно забавно, те, кто видит в себе вышеперечисленные черты, на самом деле могут оказаться в социальных ситуациях не в своей тарелке.
В следующих двух исследованиях, проведенных командой, когда людям были представлены описания воображаемых людей в соответствии со «скучными характеристиками», найденными в первом исследовании (включая такие прилагательные, как «необразованный» или «имеет монотонный голос»), скучные люди воспринимались как лишенные теплоты и компетентности, и их избегали в социальных ситуациях.
Еще хуже то, что в последнем исследовании, когда участников спросили, сколько бы они хотели получить финансовой компенсации за время, проведенное со «стереотипным занудой», описанным в виньетке, участники назвали значительные суммы денег по сравнению с виньетками менее скучных людей.
«Восприятие может измениться, но люди могут не найти времени, чтобы поговорить с теми, у кого «скучная» работа и хобби, предпочитая избегать их», — сказал Ван Тилбург.
«У них нет возможности доказать, что люди ошибаются, и разрушить эти негативные стереотипы».
Это относительно небольшое исследование, и большинство участников проживали в США, поэтому вполне вероятно, что во всем мире скучными могут считаться разные работы, хобби и характеристики.
Однако это исследование является одним из первых, в котором изучался стереотип «скучных людей» в различных областях, и наличие этой информации важно для того, чтобы попытаться разрушить эти стереотипы.
Например, команда задается вопросом, почему скучные люди также воспринимались участниками исследования как некомпетентные, несмотря на то, что эти качества не связаны между собой.
«Я бы подумал, что бухгалтеры воспринимаются как скучные, но эффективные и идеальные люди для того, чтобы сделать хорошую работу над вашей налоговой декларацией», — говорит Ван Тилбург.
«Правда в том, что такие люди, как банкиры и бухгалтеры, обладают большими способностями и властью в обществе — возможно, нам стоит постараться не расстраивать их и не создавать стереотипы о том, что они скучные!».
Исследование было опубликовано в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
Оригинал earth-chronicles.ru