Когда военные корабли и другие морские суда используют гидролокаторы, многие виды китов спасаются бегством; некоторые даже прибиваются к пляжам в отчаянной попытке спастись. Теперь ученые обнаружили наиболее вероятную причину: Громкие звуки вызывают такую же реакцию страха, как если бы животные услышали призывы одного из своих самых страшных хищников — китов-убийц.
«Это замечательное исследование, — говорит Робин Бэрд, которая изучает влияние гидролокаторов на дельфинов и китов (известных как китообразные) в Cascadia Research Collective, некоммерческой организации, занимающейся морскими науками. Эта работа должна помочь ученым предсказать, какие виды наиболее восприимчивы к звукам, издаваемым человеком, говорит Бэрд, который не участвовал в проекте.
Ученые знают, что некоторые китообразные, такие как морские свиньи и клюворылы, убегают от сонаров, в то время как другие, например, киты-лоцманы, кажутся безразличными. Чтобы выяснить причину этого, Патрик Миллер, морской биолог из Университета Сент-Эндрюса, и его коллеги прикрепили звуковые и подводные метки (с помощью присосок) к случайно выбранным представителям четырех видов китов — кашалоту, горбатому, длинноперому лоцману и северному бутылконосу — в Норвежском море, за полярным кругом.
Команда отслеживала животных с исследовательского судна, а затем следовала за ними на меньшей лодке, которая либо молчала, либо передавала три типа звуков: сонар в диапазоне от 1 до 4 килогерц (похожий на морской сонар) и щелчки, издаваемые двумя видами косаток — теми, которые питаются исключительно рыбой, и теми, которые охотятся исключительно на морских млекопитающих, включая других китообразных. (Хотя известно, что эти два вида косаток не скрещиваются между собой, они еще не выделены в отдельный вид).
Все четыре вида китообразных замедляли добычу рыбы, морских огурцов, кальмаров и другой пищи, когда слышали либо гидролокаторы военно-морских сил, либо звуки косаток, питающихся млекопитающими, сообщается сегодня в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Северные бутылконосые киты полностью прекращали кормиться, услышав любой из звуков, в то время как горбачи, длинноперые лоцманы и кашалоты сокращали кормление от 50% до почти 100%.
Самцы горбачей и кашалотов могут дать отпор косаткам, а лоцманы иногда обходят их, но ламантиноподобные северные бутылконосые киты совершенно беззащитны. Тем не менее, у всех есть одна стратегия: бежать, даже если ты голоден. «Киты живут в звуковой атмосфере страха», — говорит Миллер. «Слушать для них так же важно, как зрение для человека».
Услышав необычные или громкие звуки, издаваемые человеком, например, гидролокатор, они вызывают такую же защитную реакцию, объясняет Миллер. «Киты не путают сонары со звуками косаток, — подчеркивает он. Китообразные убегают от сонара, «скорее всего, потому, что он громкий», — говорит он. «Они воспринимают его как общую угрозу, и это вызывает у них решение бежать».
Это открытие может иметь особое значение в практически нетронутом Северном Ледовитом океане, добавляет Миллер, где увеличивается количество разнообразных шумов, издаваемых человеком (судоходство, военные сонары, сейсмические воздушные пушки и строительство).
По его прогнозам, больше всего от этих звуков пострадают нарвалы, даже если они столкнутся с растущим присутствием косаток, питающихся млекопитающими (которым лед раньше закрывал доступ в арктические воды). Со временем восприимчивые виды китообразных могут понять, что им не нужно убегать от сонаров, но «у них нет времени на эволюцию», — говорит Миллер. Все, что они знают, это «этот сонар может меня съесть». И в своем стремлении убежать они оказываются на пляже».
Оригинал earth-chronicles.ru