Более 450 лет норвежские поселенцы из Скандинавии жили — иногда даже процветали — на юге Гренландии. Затем они исчезли. Их таинственное исчезновение в 14 веке связывали с самыми разными причинами — от резкого снижения температуры и плохого землепользования до чумы и пиратских набегов. Теперь исследователи обнаружили еще один фактор, который мог решить судьбу поселенцев: засуха.
Викинги совершали набеги, торговали и в конечном итоге создали нордические поселения по всей северо-западной Европе, в том числе и в Исландии. Согласно исландской легенде, исследователь по имени Эрик Рыжий отплыл на запад около 985 года до нашей эры и основал два поселения на юге Гренландии. В период своего расцвета около 3000 норвежских фермеров разводили на острове крупный рогатый скот, овец и коз.
В новом исследовании Боян Чжао, палеоклиматолог из Массачусетского университета в Амхерсте, и его коллеги проанализировали грязь со дна озера в южной Гренландии в поисках сведений о климате, в котором жили норвежские поселенцы в период между 985 и 1450 гг. до н.э. Озеро находится в пределах одного из двух поселений (Восточное поселение), рядом со скоплением каменных руин, которые когда-то были домами и коровниками норвежцев.
В прошлом году команда исследователей показала, что биохимия бактерий в озере меняется в зависимости от температуры. Для нового исследования они извлекли останки давно вымерших микробов из слоев грязи на дне озера, которые датировали радиоуглеродным методом. Отслеживая изменения химического состава бактерий во времени, они реконструировали температуру в прошлом.
Хотя температура колебалась в период норвежской оккупации, исследователи не обнаружили долгосрочной тенденции к похолоданию. «Когда я увидел эти температурные записи, я был очень удивлен», — говорит Чжао, учитывая широко распространенное мнение о том, что понижение температуры затрудняло уход за скотом и способствовало гибели поселения.
Данные о наличии воды рассказали другую историю. Чтобы изучить эту особенность, команда исследовала изотопы водорода в останках растений, погребенных в озерном иле. Когда растения теряют воду в результате испарения в сухую погоду, их листья обогащаются тяжелым изотопом водорода — дейтерием. Измерив содержание дейтерия в остатках листьев из слоев озерного ила, исследователи обнаружили, что климат южной Гренландии становился все более сухим в норвежский период, о чем они сообщают сегодня в журнале Science Advances. По словам Чжао, если бы засухи случались чаще, норвежцы не смогли бы вырастить достаточно травы, чтобы их скот не голодал во время долгих холодных зим.
Томас Макговерн, археолог из Хантер-колледжа, говорит, что вполне правдоподобно, что норвежцам приходилось сталкиваться с засухой. При раскопках норвежских ферм были обнаружены свидетельства наличия ирригационных каналов для забора воды и распределения ее на большой территории, отмечает он.
Современные фермеры в Гренландии также сталкиваются с проблемой нехватки воды, говорит Чжао, который во время полевых работ беседовал с местными жителями. «Я спросил их: Что для вас сегодня является самой важной проблемой? Они ответили, что если летом не будет достаточно дождей, то они не получат достаточно травы, чтобы кормить своих животных».
В последние годы Гренландию поразило несколько сильных засух. «Примерно в 2015 году было очень сухо — у нас был дождь в июне, а потом в августе пошел следующий», — говорит Эльна Йенсен, которая занимается земледелием в районе Нарсака, Гренландия, недалеко от озера, которое изучала группа Чжао.
Но норвежское и современное земледелие отличаются друг от друга, предупреждает Кристиан Мадсен, заместитель директора Национального музея и архива Гренландии. Например, многие современные фермеры осушают и удобряют свои земли, чтобы повысить производительность, но это делает землю более уязвимой к последствиям засухи.
Важно также понимать, что норвежцы действительно пытались приспособиться к меняющейся окружающей среде Гренландии, говорит Макговерн. Археологические находки показывают, что они стали потреблять больше морской пищи, включая мясо тюленей, поскольку заниматься земледелием становилось все труднее.
Но они все равно исчезли, и Макговерн утверждает, что социальные факторы тоже могли сыграть ключевую роль. Норвежцы совершали долгие и опасные плавания в воды у северо-западной Гренландии, где они охотились на моржей ради слоновой кости для продажи на европейском рынке. Слоновая кость была источником богатства и власти для местной элиты, но, отвлекая часть трудоспособного населения от производства продуктов питания по мере ухудшения условий, охота на моржей, возможно, способствовала гибели поселения.
«Мы можем видеть с оглядкой на 20:20, как они могли бы выжить, но они этого не сделали», — говорит Макговерн. «Это было общество, которое в некоторых отношениях предпочло потерпеть неудачу».
Оригинал earth-chronicles.ru