В национальных климатических планах часто не уделяется приоритетного внимания продовольственным системам, и новый доклад Глобального альянса за будущее продовольствия предупреждает, что это упущенная возможность.
Если мир сможет изменить способы производства, распределения, потребления и утилизации продовольствия, то, по оценкам, мы сможем сократить выбросы парниковых газов по меньшей мере на 10,3 миллиарда метрических тонн в год. Только это позволит нам на 20 процентов достичь целей Парижского климатического соглашения к 2050 году.
В новом докладе тщательно рассмотрены климатические планы Китая, США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Бангладеш, Колумбии, Египта, Кении, Сенегала, Южной Африки и Вануату.
Кроме Франции, Германии и США, ни одна из других стран не включила в свои обязательства усилия по продвижению устойчивого рациона питания, хотя исследования показывают, что это может значительно снизить выбросы.
Более того, ни одна страна не учла в полной мере выбросы от импорта продуктов питания, а также то, как они могут способствовать обезлесению и разрушению среды обитания в других странах мира.
«Интеграция преобразования продовольственных систем в Национально определенные вклады (НРС) — национальные климатические действия, лежащие в основе Парижского соглашения, — имеет решающее значение для достижения взаимосвязанных экологических, биоразнообразия, здоровья, экономических, социальных и культурных целей», — говорится в разделе отчета, посвященном США.
«Подход на основе продовольственных систем повышает устойчивость к изменению климата и приводит к разнообразию специфических решений для производства, распределения, потребления и отходов продовольствия. Тем не менее, продовольственным системам редко уделяется приоритетное внимание в климатической политике».
Земля в США считается одной из самых плодородных в мире, и продовольственные системы здесь являются одним из основных источников выбросов парниковых газов.
Последние климатические планы США, представленные в ООН, учитывают выбросы углекислого газа от земельного сектора, но в них нет четких планов по изменению рациона питания или сокращению пищевых отходов.
Великобритания, в отличие от США, имеет большой зарубежный земельный след. Ее потребности оказывают давление на природные экосистемы в других странах, и, согласно отчету, национальные климатические планы Великобритании не делают достаточно для смягчения этого международного воздействия.
Планы Великобритании также основаны на нечетких рекомендациях и анализе внутри правительства. Данные не были опубликованы в открытом доступе.
В «Зеленом курсе» Европейского союза есть стратегия «от фермы до вилки», направленная на улучшение производства продуктов питания, транспорта и отходов, но в климатических планах ЕС, представленных в ООН, нет прямого упоминания о продуктах питания, диетах или пищевых отходах.
«Это может быть отражением того факта, что законодательство на уровне ЕС не предназначено для того, чтобы быть очень предписывающим в отношении действий и мер», — признается в отчете, — «скорее, это дает возможность государствам-членам разрабатывать политику, соответствующую их национальным условиям, для реализации целей на уровне ЕС».
Китай является крупнейшим в мире производителем продуктов питания. Продовольственные системы страны должны кормить 1,4 миллиарда человек, и поскольку местные потребности в мясе продолжают стремительно расти, Китай вынужден импортировать огромное количество сои для кормления скота. Это, в свою очередь, привело к увеличению вырубки лесов за рубежом, особенно в Южной Америке.
Ущерб внутри страны также пагубен. В будущем некоторые из наиболее плодородных районов Китая окажутся под угрозой из-за изменения климата. Они могут даже пересохнуть в течение 30 лет. Тем не менее, в данном отчете говорится, что в климатических планах Китая нет ни одного явного упоминания об оценках или проблемах продовольственной системы.
«По словам одного из опрошенных, это упущение объясняется главным образом тем, что [национальный определенный вклад] Китая в первую очередь направлен на достижение климатической цели 2030 года, в которой приоритет отдается выбросам CO2, связанным с энергетикой», — поясняется в отчете.
Авторы также отмечают, что причиной упущения может быть нехватка данных. По их словам, до сих пор не было проведено обширных исследований, посвященных продовольственным системам Китая. На самом деле, в настоящее время существует лишь несколько исследований на эту тему.
Из всех стран, сравниваемых в отчете, Колумбия, Сенегал и Кения, по мнению авторов, имеют самые амбициозные планы. Эти страны уделяют особое внимание продвижению устойчивых методов ведения сельского хозяйства и улучшению местного сельского хозяйства.
В Кении, например, национальные климатические планы включают меры по повышению устойчивости к изменению климата посредством устойчивого управления землепользованием. Фонды по борьбе с изменением климата также создали системы социальной защиты и службы распространения знаний, чтобы маргинализированные сообщества имели все необходимое для достижения успеха.
В Сенегале, где более половины населения занято в сельском хозяйстве, климатические планы для продовольственных систем особенно подробны.
По данным отчета, это одна из единственных стран, в климатическом плане которой гендерное равенство рассматривается как одна из форм устойчивого развития. Тем не менее, авторы считают, что план Сенегала мог бы содержать более подробную информацию о том, как женщины и сельские общины «могут выступать в качестве проводников перемен в процессе перехода к устойчивому сельскому хозяйству и здоровому питанию».
Даже в самых комплексных климатических планах есть возможности для улучшения. Люди должны есть, чтобы жить, но если мы сможем исправить продовольственные системы, сделав их более устойчивыми, это может значительно повысить устойчивость к изменению климата.
Мир не может позволить себе упустить этот шанс.
Оригинал earth-chronicles.ru