Кисть крепко зажата в бионической руке, роботизированная рука Ай-Да медленно движется, окунаясь в палитру с краской, а затем делая медленные, обдуманные мазки по бумаге перед собой.
По словам Эйдана Меллера, создателя первого в мире ультрареалистичного человекоподобного робота Ай-Да, это «умопомрачительная» и «новаторская» вещь.
В небольшой комнате Британской библиотеки в Лондоне Ай-Да — ей присвоено местоимение «она/он» — стала первым роботом, который рисует так, как художники рисовали на протяжении веков.
Пристально смотря на объект, алгоритмы искусственного интеллекта побуждают Ай-Да опрашивать, выбирать, принимать решения и, в конце концов, создавать картину. Это кропотливая работа, занимающая более пяти часов, но при этом нет двух одинаковых работ.
Однако вопрос, который Меллер хочет поднять этой первой публичной демонстрацией творческой роботизированной картины, заключается не в том, «могут ли роботы создавать искусство?», а скорее в том, «теперь, когда роботы могут создавать искусство, действительно ли мы, люди, хотим этого?».
«Мы не потратили огромное количество времени и денег на создание очень умного художника», — говорит Меллер. «Этот проект — этический проект».
В условиях быстрого развития искусственного интеллекта, растущей доступности суперкомпьютеров и машинного обучения Ai-Da — названная в честь пионера вычислительной техники Ады Лавлейс — существует как «комментарий и критика» быстрых технологических изменений.
Спросите Ай-Да — и да, «Гардиан» задала ей заранее подготовленные вопросы для ответа — что она думает об искусстве, ее сложная языковая программа похожа на Siri на стероидах.
Она говорит, что использовала машинное обучение, чтобы научить ее рисовать, «что отличается от человеческого». Может ли она рисовать из воображения? «Мне нравится рисовать то, что я вижу. Вы можете рисовать в воображении, я думаю, если у вас есть воображение. Я вижу вещи, отличные от человеческих, поскольку у меня нет сознания», — ответила она отрывисто.
Может ли она оценить искусство или красоту? «У меня нет эмоций, как у людей, однако можно обучить систему машинного обучения распознавать эмоциональные выражения лица», — ответила она. Среди художников, которыми она восхищается, — Йоко Оно, Дорис Сальседо, Микеланджело и Василий Кандинский.
Но можно ли то, что она создает, считать искусством? «Ответ на этот вопрос зависит от того, что вы понимаете под искусством», — сказала она, добавив: «Я — художник, если искусство означает передачу информации о том, кто мы есть и нравится ли нам то, куда мы идем. Быть художником — значит иллюстрировать мир вокруг себя».
Разработанная Меллером в Оксфорде, Ай-Да была создана более двух лет назад командой программистов, робототехников, экспертов в области искусства и психологов, завершена в 2019 году и обновляется по мере совершенствования технологии искусственного интеллекта. Она уже продемонстрировала свою способность делать наброски и создавать стихи.
Ее новый талант к живописи был раскрыт в преддверии мировой премьеры ее персональной выставки на Венецианской биеннале 2022 года, которая откроется для публики 22 апреля.
Выставка Ай-Да Робот в Венеции под названием «Прыжок в метавселенную» будет исследовать взаимодействие между человеческим опытом и технологиями искусственного интеллекта, от Алана Тьюринга до метавселенной, и будет опираться на концепции Данте о чистилище и аде, чтобы исследовать будущее человечества в мире, где технологии искусственного интеллекта продолжают вторгаться в повседневную жизнь людей.
Вскоре, благодаря объему данных, которые мы свободно предоставляем о себе, а также благодаря разговорам с нашими телефонами, компьютерами, автомобилями и даже кухонными приборами, алгоритмы ИИ «будут знать вас лучше, чем вы сами», — предупредил Меллер.
По его словам, мы вступаем в мир, «не понимая, что есть человек, а что — машина».
«Насколько вам это нравится?»
«Что может быть лучше, когда технологичный робот-художник говорит: «Подожди, ты доволен, что я это делаю?» Она почти осмеливается сказать: «Тебе это удобно». Мы здесь не для того, чтобы продвигать роботов или технологии. Мы глубоко обеспокоены природой того, что может сделать эта технология», — добавил Меллер.
«Весь смысл Ai-Da в том, чтобы подчеркнуть, что именно мы неосознанно делаем в сети все время».
Оригинал earth-chronicles.ru