На Канарских островах недавно была спроектирована аквакультурная осьминожья ферма, которая будет выращивать 3 000 метрических тонн осьминогов в год, что означает ежегодную гибель почти 275 000 осьминогов.
Я изучаю сознание и этику животных, и для меня фраза «культура осьминогов» заставляет вспомнить Octopolis и Octlantis, два сообщества диких осьминогов в заливе Джервис, Австралия.
В Октополисе многочисленные осьминоги делят — и борются — за несколько квадратных метров морского дна. В этих водных городах осьминоги формируют иерархию доминирования, и у них начали появляться новые формы поведения: самцы осьминогов борются за территорию и, возможно, самок, бросая друг в друга обломки и занимаясь поединками.
Создание сообществ осьминогов
Открытие сообществ осьминогов стало неожиданностью для биологов, которые долгое время описывали осьминогов как одиночных животных, которые взаимодействуют с другими в трех конкретных контекстах: охота, избегание охоты и спаривание.
То, что, как предполагает Octopolis, может произойти в дикой природе, также наблюдалось у осьминогов в неволе: живя в слишком плотной среде в неволе, осьминоги формируют иерархию доминирования.
В борьбе за власть самцы осьминогов демонстрируют целый ряд антагонистических действий, включая бросание раковин гребешков для защиты своего логова и демонстрацию «поднятой мантии», которая делает осьминога похожим на грозного вампира.
Подчиняющиеся осьминоги сигнализируют о своем подчинении светлыми цветами и сплющенными позами тела. За свои усилия доминанты, по-видимому, получают лучший доступ к высококачественным норам и самкам.
Культура животных
То, что происходит в Octopolis и Octlantis, правильно называть культурой осьминогов. Идея культуры животных возникла после того, как ученые заметили, что в некоторых группах животные совершают действия, которые не наблюдаются в других группах того же вида.
Одним из первых сторонников культуры животных был японский приматолог Кинджи Иманиши, который в 1950-х годах заметил, что группа японских макак на острове Косима мыла сладкий картофель в воде, прежде чем съесть его.
Это было новое поведение, не встречавшееся у других групп макак, и наблюдателям посчастливилось наблюдать его истоки. Обезьяна по имени Имо первой вымыла картофель в соленой воде, и вскоре ее примеру последовали другие, что привело к формированию модели поведения в масштабах всего сообщества.
Идея культуры животных легла в основу последующей японской приматологии, но в Европе и Северной Америке культура не привлекала особого внимания до 1999 года, когда была опубликована статья о культуре у шимпанзе.
С тех пор доказательства культуры — типичного для группы поведения, которому социально обучают — были найдены во всем животном мире, в том числе среди рыб, птиц и насекомых.
Новый вид осьминогов
Предложение о создании фермы осьминогов — это предложение о создании новой культуры осьминогов, потому что когда культурные животные собираются вместе, они не могут не создать общество.
Это также предложение создать новый вид осьминогов: культурное поведение в сочетании со средой в неволе станет новой экологической нишей, которая определит последующую эволюцию.
Наши привычные сельскохозяйственные животные — такие как коровы породы Ангус и свиньи Чоктау — были одомашнены и полностью отличаются от животных, от которых они произошли.
Многие из наших домашних животных не могут выжить без заботы человека. В качестве примера можно привести домашних кроликов, которые эволюционировали без инстинктов и окраски, которыми обладают дикие кролики для защиты от хищников, овец, чья шерсть становится слишком густой без регулярной стрижки, и кур, выведенных на мясо, которые не могут ходить во взрослом состоянии из-за слишком тяжелой грудки.
Создание фермы осьминогов — это стремление создать новый вид животных, существование которых зависит от человека. Это не та идея, к которой следует относиться легкомысленно, и не тот проект, который можно ответственно попытаться осуществить, а затем отказаться от него, если он окажется слишком сложным или нерентабельным.
Управление популяциями осьминогов
Есть много причин беспокоиться о том, что фермой осьминогов будет нелегко управлять. В отличие от других разводимых животных, осьминоги нуждаются в своем пространстве. Октополис уже является полем боя боксирующих осьминогов; можно только гадать, как это будет выглядеть в масштабах тысяч.
Осьминоги разумны — это эмоциональные животные, которые чувствуют боль. В недавнем отчете, подготовленном по заказу Министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании, рассматривались научные данные о болевых ощущениях у головоногих моллюсков (осьминогов, кальмаров и каракатиц).
Разумные животные, используемые в пищу, защищены законами о благополучии, и их убивают способами, которые должны минимизировать их боль. Существующие методы убоя осьминогов включают забивание дубинками, вскрытие мозга или удушение.
Авторы отчета пришли к выводу, что ни один из этих методов убоя не является гуманным, и рекомендуют отказаться от разведения осьминогов.
Осьминоги — любители побегов. Таких условий содержания, которые необходимы для их укрытия, будет трудно достичь, особенно при одновременном обеспечении обогащения, поскольку обогащенная среда будет полна возможных путей побега.
Если ферма осьминогов будет создана, а затем заброшена, тысячи одомашненных культурных осьминогов нельзя будет выпустить в море и ожидать, что они будут процветать.
Мы узнали из многочисленных дорогостоящих попыток выпустить на волю Кейко, кита-убийцу, снявшегося в фильме «Свободный Вилли», что успешная реинтродукция культурных животных в неволе в дикую природу — дело непростое. Даже потратив 20 миллионов долларов США, Кейко умер в неволе.
Предложение объединить тысячи животных в мегаполис осьминогов позволит поднять культуру осьминогов намного выше, чем это возможно в природе или в неволе.
Это позволит создать сотни тысяч Кейко, водных культурных животных, выловленных из дикой природы и выращенных в неволе. И это заставит их жить вместе и создавать новую культуру в том, что наверняка станет жестокими осьминожьими трущобами.
Только сейчас мы узнаем, что осьминоги испытывают эмоции и обладают культурой, и начинаем переосмысливать нынешнюю практику интенсивного разведения животных.
Сейчас как раз неподходящий момент для того, чтобы предлагать подобную схему. Теперь мы знаем лучше. The Conversation
Кристин Эндрюс, профессор философии, Йоркский университет, Канада.
Оригинал earth-chronicles.ru