Среди фрагментов древней мезоамериканской фрески археологи из Гватемалы обнаружили самые ранние неоспоримые свидетельства священного календаря майя.
На одном из крошечных фрагментов фрески, когда-то украшавшей стену храма, видны следы головы животного под черной точкой и сплошной линией — символами, обозначающими «7 оленей», один из 260 дней календаря.
Другие исторические записи этого священного календаря были найдены в Центральной Америке и ранее, но их оказалось трудно датировать с какой-либо точностью.
Эта находка — очень редкий пример четкого иероглифического дня года, который был написан где-то между 200 и 300 годами до нашей эры, согласно радиоуглеродному анализу.
Это более чем на тысячу лет старше, чем другие календарные иероглифы, найденные в других местах Гватемалы. А учитывая, насколько «зрелым» выглядит письмо, исследователи подозревают, что календарь использовался задолго до того, как была записана эта дата.
«Полученные данные свидетельствуют о том, что мы больше не можем выделять один регион Мезоамерики, например, Оахаку, как «точку» происхождения письменности или календарных записей», — пишут авторы исследования.
«Ситуация указывает на еще более раннее происхождение календаря где-то во времена средней преклассики, если не раньше, хотя доказательства остаются косвенными».
Дата 7 Deer была найдена среди сотен других фрагментов в фундаменте пирамиды Las Pinturas, которая находится в Сан-Бартоло, Гватемала.
Эта пирамида является домом для нескольких слоев истории майя, каждый из которых укладывается друг на друга, начиная примерно с 800 года до нашей эры.
Пирамида была самым последним сооружением, построенным на этом месте, и знаменита тем, что в ней находятся настенные росписи, изображающие мифологию майя.
Под пирамидой находится несколько других сооружений, которые когда-то стояли на ее месте. В 2005 году при раскопках под пятым слоем постройки были обнаружены остатки гипсовых стен, исписанных иероглифами.
Эти каракули являются одним из самых ранних свидетельств иероглифической письменности в регионе майя.
Теперь при последующих раскопках в том же слое были обнаружены, возможно, самые ранние свидетельства иероглифического календаря.
Недавнее открытие только усиливает призывы к тому, чтобы росписи Сан-Бартоло был присвоен статус культурного наследия. Фрагменты расписной штукатурки, вероятно, когда-то были частью настенной фрески, причем некоторые поверхности были покрыты смешанными цветными красками, а другие отмечены черными линиями.
Например, дата «7 оленей» написана в стиле черных линий.
Известно, что майя придерживались 260-дневного священного календаря, который и сегодня используется некоторыми коренными общинами. Отдельные дни в этом календаре называются от 1 до 20 в определенном порядке, и они повторяются 13 раз в году.
Например, за днем 7 Оленя следует день 8 Кролика, день 9 Воды и день 10 Собаки.
Верхний фрагмент представляет собой иероглиф, на котором четко изображена голова оленя. Над головой, обрамленной простым фоном, расположена цифра 7 в виде штриха и точки.
Нижний фрагмент, расположенный непосредственно под календарем, содержит еще один иероглиф с неописанным значением. Вертикальное выравнивание наводит на мысль, что дата вверху служит своего рода надписью для того, что находится ниже.
Возможно, что олень также может представлять собой имя, так как иногда майя назывались в честь календарных событий (как названия April или August в английском языке). Исследователи, однако, подозревают, что это, скорее всего, дата.
«260-дневный календарь долгое время был ключевым элементом в традиционных определениях Мезоамерики как культурного региона, и его сохранение во многих сообществах до сегодняшнего дня свидетельствует о его важности в религиозной и социальной жизни», — пишут археологи.
«Наша способность проследить его раннее использование на протяжении 23 веков является еще одним свидетельством его исторического и культурного значения».
Исследование было опубликовано в журнале Science Advances.
Оригинал earth-chronicles.ru