Хотя Джон Дальтон, английский химик и физик, сегодня считается человеком, которому приписывают разработку атомной теории в начале 19 века, теория атомов была сформулирована за 2 500 лет до Дальтона индийским мудрецом и философом, известным как Ачарья Канада.
Ачарья Канада родился в 600 году до н.э. в Прабхас Кшетре (недалеко от Двараки) в Гуджарате, Индия. Его настоящее имя было Кашьяп. Кашьяп совершал паломничество в Праяг, когда увидел тысячи паломников, усыпавших улицы цветами и рисовыми зернами, которые они предлагали в храме. Кашьяп, очарованный маленькими частицами, начал собирать рисовые зерна, разбросанные по земле. Пока он это делал, собралась толпа, чтобы посмотреть, как странный человек собирает зерна с улицы.
Индийского мудреца спросили, почему он собирает зерна, к которым не прикоснется даже нищий. Он ответил, что отдельные зерна сами по себе могут показаться никчемными, но сбор нескольких сотен зерен составляет пищу человека. Далее он объяснил, что сбор многих блюд может накормить целую семью, и в конечном итоге все человечество состоит из многих семей. Таким образом, пояснил он, даже одно рисовое зернышко не менее важно, чем все ценные богатства этого мира.
С тех пор люди стали называть его Канадом, поскольку Кан на санскрите означает «мельчайшая частица». Канада продолжил свое увлечение невидимым миром и концептуализацией идеи мельчайшей частицы. Он начал записывать свои идеи и обучать им других. Таким образом, люди стали называть его Ачарья (что означает «учитель»), что объясняет имя Ачарья Канада, означающее «учитель малых частиц».
Канада шел с едой в руке, разламывая ее на мелкие кусочки, когда он понял, что не может разделить еду еще на какие-то части, она слишком мала. С этого момента Канаду осенила идея о частице, которую невозможно разделить на части. Он назвал эту неделимую материю Parmanu, или anu (атом).
Ачарья Канада предположил, что эту неделимую материю нельзя ощутить никаким человеческим органом или увидеть невооруженным глазом, и что врожденное стремление заставляет одну парману соединяться с другой. Когда две Карману, принадлежащие к одному классу веществ, соединялись, получалась дванука (бинарная молекула). Эта дванука обладает свойствами, аналогичными двум родительским Карману.
Канада предположил, что именно различные комбинации Карману приводят к образованию различных типов веществ. Он также выдвинул идею о том, что атомы могут быть объединены различными способами для получения химических изменений в присутствии других факторов, таких как тепло. В качестве примера этого явления он привел почернение глиняного горшка и созревание фруктов.
Ачарья Канада основал философскую школу Вайшешика («Даршан»), где преподавал свои идеи об атоме и природе Вселенной. Он написал книгу о своих исследованиях под названием «Вайшешика Даршан» и стал известен как «отец атомной теории».
Тем не менее, С. К. Арун Муртхи написал в The Wire, что эквивалентность доктрины ану Канады с современной атомной теорией науки «возмутительно странна и Вайшешик Даршан не заслуживает заслуг науки.» Вместо этого он подчеркивает, что эта доктрина прочно принадлежит к категории метафизики.
Школа Вайшешика утверждала, что во вселенной существует семь категорий: Дравьям (материя), Гуна (качество), Карма (действие), Саманья (общий вид), Вишеша (уникальный признак), Самавайя (неотъемлемая часть целого) и Абхава (небытие). Между тем, дравьям (материя) подразделялась еще на девять категорий: Притхви (Земля), Джала (Вода), Теджа (Свет), Вааю (Газ), Аакааса (Эфир), Дика (Направление / пространственное измерение), Каала (Время), Маанас (Ум) и Атма (Душа).
На Западе атомизм возник в 5 веке до н.э. у древних греков Лейциппа и Демокрита, хотя их философия не считается «научной». Оказала ли индийская культура влияние на них, или наоборот, или обе эти философии развивались независимо друг от друга — вопрос спорный.
Джон Дальтон (1766-1844) является отцом-основателем атомной теории, а его теория — «первой научной теорией атомов», основанной на эмпирических данных. Хотя концепции, которые он использовал при создании своей теории, были фактически основаны на работах других ученых, он объединил их в теорию, которая поддавалась измерению и проверке. Его выводы были сделаны в процессе анализа и экспериментов.
«Каждый предмет творения состоит из атомов, которые, в свою очередь, соединяются друг с другом, образуя молекулы», — сказал Канада. Его теория атома была абстрактной и погруженной в философию, поскольку это был умозрительный тезис, основанный на логике, а не на личном опыте или экспериментах. Тем не менее, его теории «были блестящими образными объяснениями физической структуры мира и в значительной степени совпадали с открытиями современной физики», — утверждал А. Л. Бэшем, ветеран австралийской индологии.
Оригинал earth-chronicles.ru