Всего лишь силой одного умоляющего взгляда с большими глазами собаки могут обнять нас своими идеальными маленькими лапками. Как оказалось, эта способность, по крайней мере частично, является нашей собственной работой.
Недавно группа исследователей выяснила, что мышцы «бровей», которые придают собачьим мордам очаровательное умоляющее выражение, обычно не встречаются у волков, что позволяет предположить, что они появились после того, как мы, люди, одомашнили Canis familiaris.
«Поднятая внутренняя бровь у собак управляется мышцей, которая не существует у их ближайшего родственника — волка», — сказала тогда анатом Университета Дюкейна Энн Берроуз.
«Это движение заставляет глаза собаки казаться больше, придавая им детский вид. Оно также может имитировать движение лица, которое делают люди, когда им грустно», — добавляет эволюционный психолог Бриджет Уоллер из Университета Портсмута, Великобритания.
Но то, как мы изменили наших умных собачьих друзей, не ограничивается только кожей.
Берроуз и его коллеги продолжили исследование бровей, выяснив, что у собак не только мышцы отличаются от волчьих, но и структура лицевых мышц. Даже внутренний состав лицевых мышц собак изменился и стал удивительно похож на наши собственные.
Окрашенные образцы мышц вокруг рта (orbicularis oris), представленные ниже, показывают, что и у собак, и у людей больше быстро сокращающихся мышечных волокон (темные пятна) по сравнению с медленно сокращающимися волокнами (светлые пятна), в то время как у волков все наоборот.
Как подразумевается, быстро сокращающиеся волокна реагируют быстро — идеально для поднятия бровей или лая — но они также быстрее утомляются. Медленно сокращающиеся мышцы дольше сохраняют устойчивые движения, как это требуется для волчьего воя.
«Эти различия позволяют предположить, что наличие более быстрых мышечных волокон способствует способности собаки эффективно общаться с людьми», — говорит Берроуз. «В процессе одомашнивания люди могли селекционировать собак, основываясь на выражениях лица, которые были похожи на их собственные, и со временем мышцы собак могли эволюционировать, чтобы стать «быстрее», что еще больше способствовало общению между собаками и людьми».
Когда наша связь с этими животными только зарождалась, во времена охотников-собирателей до 40 00 лет назад, очевидно, что быстрое межвидовое общение обеспечивало преимущество в выживании против хищников.
При таком сильном давлении, направленном на улучшение общения с людьми, естественный отбор также отточил способность собак понимать нас; в некотором смысле, возможно, даже лучше, чем мы можем понимать друг друга. Для начала, наши собачьи компаньоны могут определить, когда мы лжем, и инстинктивно чувствуют и реагируют на наше настроение.
«Собаки уникальны среди других млекопитающих своей взаимной связью с человеком, которая проявляется во взаимном взгляде, чего мы не наблюдаем между людьми и другими одомашненными млекопитающими, такими как лошади или кошки, — говорит Берроуз.
Наша долгая совместная история с этими животными создала партнерство, не похожее ни на какое другое, которое развивалось и процветало на протяжении тысячелетий изменений, чтобы и сегодня обеспечить нам многочисленные преимущества». За это время собаки повлияли и на нашу эволюцию — наша связь записана в наших генах.
Хорошо известно, что люди, даже в юном возрасте, врожденно тяготеют к детскому облику — набору черт, известных как «схема ребенка». Эти черты включают сравнительно большую голову по сравнению с размерами тела, большие глаза и маленький нос — черты, присущие многим детским животным, включая собак и нас самих.
Сканирование мозга показало, что детские лица — независимо от того, насколько они нам родственны — поражают нашу нейрофизиологию. Они включают наше воспитательное поведение. Данные, полученные из приютов для животных, свидетельствуют о том, что это относится и к собакам: те из них, у которых есть черты лица с усиленной схемой ребенка, имеют больше шансов быть усыновленными.
К сожалению, наша врожденная склонность к человеко-детской миловидности также привела к большим страданиям среди наших любимых питомцев. Постепенно деформируя некоторые породы в соответствии с нашими прихотями, на протяжении многих поколений мы непреднамеренно оставляем их с серьезными медицинскими проблемами.
Селекция на собак меньшего размера (с большими головами) также привела к тому, что некоторые породы стали более склонны к сердечным заболеваниям. Селекция на более плоские, похожие на детские мордочки привела к тому, что другие породы, такие как мопсы и бульдоги, испытывают трудности с выполнением самой основной повседневной функции — дыханием.
Здесь вы можете увидеть, насколько сильно мы испортили некоторые породы за более чем 100 лет. Хорошая новость заключается в том, что теперь, осознав, насколько сильно мы можем влиять на их эволюцию, мы можем сделать для них лучший выбор. По крайней мере, мы в долгу перед собаками.
Предварительные результаты исследования структуры мышц были представлены на ежегодном собрании Американской ассоциации анатомии.
Оригинал earth-chronicles.ru