Самый горячий камень, когда-либо обнаруженный в земной коре, действительно был сверхгорячим.
Эта порода, представляющая собой кусок черного стекла размером с кулак, была обнаружена в 2011 году, а первое сообщение о ней появилось в 2017 году, когда ученые написали в журнале Earth and Planetary Science Letters, что она образовалась при температуре, достигающей 4 298 градусов по Фаренгейту (2 370 градусов по Цельсию), что горячее, чем большая часть мантии Земли.
Теперь новый анализ минералов из того же места показывает, что эта рекордная температура была реальной.
Эти породы расплавились и переформировались в результате падения метеорита около 36 миллионов лет назад на территории современного Лабрадора, Канада. В результате удара образовался кратер Мистастин шириной 17 миль (28 км), где Майкл Занетти, в то время докторант Вашингтонского университета Сент-Луиса, подобрал стекловидную породу в ходе финансируемого Канадским космическим агентством исследования того, как координировать совместную работу астронавтов и роверов при исследовании другой планеты или Луны. (Кратер Мистастин очень похож на лунный кратер и часто используется в качестве муляжа для подобных исследований).
Случайная находка оказалась важной. Анализ породы показал, что она содержит цирконы — чрезвычайно прочные минералы, которые кристаллизуются под воздействием высокой температуры. По структуре цирконов можно определить, насколько жарко было в момент их образования.
Но для подтверждения первоначальных выводов исследователям необходимо было датировать более одного циркона. В новом исследовании ведущий автор Гэвин Толометти, постдокторский исследователь из Западного университета в Канаде, и его коллеги проанализировали еще четыре циркона в образцах из кратера.
Эти образцы были взяты из разных типов пород в разных местах, что дает более полное представление о том, как удар нагрел землю. Один образец был взят из стеклообразной породы, образовавшейся в результате удара, два других — из пород, которые расплавились и затвердели, и один — из осадочной породы, содержащей фрагменты стекла, образовавшегося в результате удара.
Результаты, опубликованные 15 апреля в журнале Earth and Planetary Science Letters, показали, что цирконы, содержащие стекло, образовались при температуре не менее 4 298 F, как и указывалось в исследовании 2017 года.
Кроме того, стеклосодержащая осадочная порода была нагрета до 3 043 F (1 673 C). Такой широкий диапазон поможет исследователям сузить круг мест, где следует искать наиболее перегретые породы в других кратерах, сказал Толометти в своем заявлении.
«Мы начинаем понимать, что если мы хотим найти свидетельства столь высоких температур, нам нужно искать в конкретных регионах, а не выбирать наугад по всему кратеру», — сказал он.
Исследователи также обнаружили в зернах циркона из кратера минерал под названием рейдит. Рейдиты образуются, когда циркон подвергается воздействию высоких температур и давления, и их наличие позволяет исследователям рассчитать давление, которое испытывали породы при ударе.
Они обнаружили, что в результате столкновения давление составило от 30 до 40 гигапаскалей. (Один гигапаскаль — это 145 038 фунтов на квадратный дюйм давления). Такое давление должно было быть на краях столкновения; в зоне прямого удара метеорита о кору породы не просто расплавились бы, а испарились.
Полученные результаты могут быть использованы для экстраполяции на другие кратеры на Земле — и в других местах. Исследователи надеются использовать аналогичные методы для изучения пород, привезенных из ударных кратеров на Луне во время полетов «Аполлона».
«Это может стать шагом вперед, чтобы попытаться понять, как изменились породы в результате ударных кратеров во всей Солнечной системе», — сказал Толометти.
Оригинал earth-chronicles.ru