Сегодня у большинства людей египетские мумии ассоциируются с музеями. Это неудивительно, ведь именно там, вероятно, большинство из нас их видели, особенно в Европе. Однако если я скажу, что настоящие мумии можно найти на картинах, это может показаться, по меньшей мере, странным.
До относительно недавнего времени египетские мумии, хотите верьте, хотите нет, использовались для производства краски, которая называлась Mummy Brown, Mommia или Momie. Основным ингредиентом этой краски были, как вы уже догадались, измельченные египетские мумии. Этот порошок смешивали с белой смолой и миррой, чтобы получить насыщенный коричневый пигмент. Впервые она была изготовлена в XVI веке и стала популярной среди художников-прерафаэлитов середины XIX века.
Например, было зафиксировано, что британский портретист сэр Уильям Бичи хранил запасы мумии Брауна. Французский художник Мартин Дрёллинг также предположительно использовал «Мумию Браун», изготовленную из останков французских королей, извлеченных из королевского аббатства Сен-Дени в Париже.
Предполагается, что его картина «Интерьер кухни» является примером широкого использования этого пигмента, а завораживающая картина Эдварда Берн-Джонса «Последний сон Артура в Авалоне», как считается, также была написана с использованием мумии Брауна.
Использование этой краски, однако, стало менее популярным в начале 20-го века. Отчасти это было связано с «осознанием» того, что краска на самом деле была изготовлена из настоящих египетских мумий, а также с растущим осознанием научной, археологической, антропологической и культурной важности, которую имели мумии. Сокращение использования краски Mummy Brown было также связано со значительным уменьшением количества доступных мумий.
Например, когда художник Эдвард Берн-Джонс узнал, из чего на самом деле сделана мумия, он отправился в свою студию, взял тюбик краски Mummy Brown и настоял на том, чтобы достойно похоронить ее там и тогда. В 1964 году краска Mummy Brown «вымерла», когда C. Roberson & Co., лондонская фирма, производящая и поставляющая материалы для изобразительного искусства, объявила, что у них «закончились» мумии для производства их краски Mummy Brown.
Художественные принадлежности были не единственным, для чего использовались измельченные кости мумий. Более удивительным, пожалуй, является их использование в медицинских целях. Это было связано с верой в то, что в мумиях содержался битум, который использовался древними греками для лечения различных заболеваний. Видимо, в отсутствие настоящего битума, так называемый битум из мумии справился бы не хуже. Следует помнить, что само слово «мумия» происходит от персидского слова, обозначающего битум, — «мум» или «мумия».
В результате этой веры в целебные свойства порошка мумии египетские мумии экспортировались в Европу, измельчались и продавались в аптеках по всему континенту. Отчасти увлечение порошком мумий было связано с утверждением, что мумии обладают таинственной жизненной силой, которая передается тому, кто их проглотит. Поэтому измельченные мумии употреблялись европейцами вплоть до XVIII века.
Такой высокий спрос на египетские мумии означал, что на этой торговле можно было сделать большие деньги. Неудивительно, что некоторые подделывали мумии, чтобы заработать на этом прибыльном бизнесе или удовлетворить высокий спрос. Так, когда настоящие египетские мумии были в дефиците, вместо них использовались трупы осужденных преступников.
Это частное предприятие означало, что тела казненных преступников или рабов обрабатывали битумом и выставляли на солнце для получения аутентичных мумий, которые затем продавались торговцам. После измельчения в порошок отличить настоящую египетскую мумию от свежего трупа, обработанного битумом, было практически невозможно.
Сегодня пигмент Caput Mortuum, что означает «мертвая голова» или «никчемные останки», является альтернативным названием Mummy Brown и выпускается такими популярными брендами, как Faber Castell. Тем не менее, вы можете быть уверены, что в его производстве не используются трупы.
Оригинал earth-chronicles.ru