Они в воздухе. Они в воде. Они в пище, которую мы потребляем. А теперь они и в нашей крови. Это перфторалкильные и полифторалкильные вещества (PFAS) или «вечные» химикаты — вещества, которые входят в состав пластика и никогда не разлагаются. Они связаны с многочисленными заболеваниями: они нарушают тонкий баланс микробиома кишечника, вызывают астму и другие легочные заболевания, а теперь они попали в наш кровоток, откуда их трудно вывести.
Знаменательное исследование показало, что регулярная сдача крови может очистить кровоток от PFAS — это первый случай, когда мы выяснили, как избавить организм от химических веществ, попавших в него, казалось бы, навсегда.
В исследовании, опубликованном в журнале JAMA Network Open, приняли участие 285 пожарных из Австралии, которые сдавали кровь и плазму в течение 12 месяцев. Пожарные больше подвержены воздействию PFAS, чем обычные люди, что делает их идеальным примером для исследования.
Пожарные были разделены на три группы: одна сдавала плазму каждые шесть недель, другая сдавала кровь каждые 12 недель, а третья просто находилась под наблюдением. Они говорят: «Мы не хотим, чтобы эти химикаты были в нашем организме, мы не хотим быть подопытными кроликами, чтобы посмотреть, что будет с нами через 10, 20, 30 лет. Давайте избавимся от них», — сказал соавтор исследования Марк Тейлор о реакции пожарных.
«Сдача плазмы оказалась наиболее эффективным вмешательством, снизив средний уровень перфтороктансульфоната в сыворотке крови на 2,9 нг/мл по сравнению с 1,1 нг/мл при сдаче крови, что является значительной разницей; аналогичные изменения наблюдались и в отношении других PFAS», — говорится в статье. Другими словами, донорство плазмы оказалось более эффективным, чем донорство крови; хотя оба варианта были эффективны в снижении общего количества химических веществ в кровотоке. Это важно: до сих пор ни одно другое вмешательство не помогло снизить содержание PFAS в крови.
PFAS вездесущи: они используются в разнообразной антипригарной посуде, водостойких материалах и других материалах благодаря своей термо- и водостойкости. В семействе PFAS тысячи химических веществ; при этом контроль за их использованием практически не регулируется. Тем не менее, цена полезности очень высока: помимо того, что PFAS признаны потенциально канцерогенными, они связаны с «низким весом плода, нарушением иммунного ответа, нарушениями функции щитовидной железы, ожирением, повышением уровня липидов, изменениями функции печени и, потенциально, повышенным риском некоторых злокачественных новообразований».
Нефтехимическая промышленность в значительной степени ответственна за PFAS везде, куда мы смотрим, к чему прикасаемся и чем дышим. Обеспокоенные растущим регулированием, промышленники теперь перемещаются в более «разрешительные режимы», такие как Индия, Бразилия и Китай, сообщает The Guardian. Сейчас на Земле нет места, незагрязненного PFAS, но некоторые группы населения подвергаются риску загрязнения больше других.
Логика в их удалении проста: PFAS работают, связываясь с белками сыворотки крови; удаление части этой крови, следовательно, приведет к уменьшению количества вечных химикатов в кровотоке. Что касается вопроса о том, что происходит с получателями этой крови: «Перфторалкильные и полифторалкильные вещества распространены повсеместно, и не было выявлено порогового уровня, который представляет повышенный риск для получателей компонентов донорской крови».
Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы проверить, может ли простое удаление крови или плазмы через регулярные промежутки времени быть эффективным долгосрочным решением, исследование, тем не менее, подчеркивает тревожные темпы загрязнения по вине этих химических веществ. И хотя меры по удалению этих веществ из крови имеют решающее значение, также важны правила, гарантирующие, что они не попадут в кровь в первую очередь.
Оригинал earth-chronicles.ru