Самые древние свидетельства существования Homo erectus найдены на засушливом склоне холма недалеко от границы Эфиопии и Кении. Хотя окаменелость возрастом 1,9 миллиона лет представляет собой лишь крошечный осколок, более полные, хотя и более поздние особи показывают, что вид выглядел вполне узнаваемо. У этого вида были длинные ноги и короткие руки. Его лицо было плоским, без морды, как у шимпанзе. За этим лицом скрывался огромный мозг, больше, чем у всех его предшественников.
Вопрос заключается в том, какие силы сформировали человека прямоходящего и его потомка Homo sapiens.
Одна из популярных теорий гласит, что диета с большим содержанием мяса позволила H. erectus инвестировать в свой мозг. Однако новый доклад ставит под сомнение основные доказательства в поддержку этой идеи.
Теорию о том, что мясная диета позволила развиться человеческому мозгу, иногда называют гипотезой «мясо сделало нас людьми». «Одна из ведущих идей заключается в том, что если перейти от растительной диеты к диете, богатой белками и жирами, например, употреблять мясо и костный мозг из туш, то появится энергия, необходимая для питания более крупного мозга», — говорит Эндрю Барр, палеоантрополог из Университета Джорджа Вашингтона, который изучает среду ранней эволюции человека.
Мясоедение может объяснить еще одну особенность H. erectus: его изящную, похожую на человеческую пищеварительную систему. Кишечник других приматов имеет форму «почти юбки», — говорит Бриана Побинер, зооархеолог из Смитсоновского музея естественной истории, — с маленьким верхом и широким низом. У современного человека она похожа на тонкую юбку, а не на широкую».
На протяжении десятилетий сторонники этой теории указывали на физические объекты для поддержки. «Археологические доказательства подтверждают это», — говорит Побинер. «В 1980-х годах археологи начали находить следы разбоя на ископаемых костях в Восточной Африке, и они решили, что ранние люди ели этих животных».
Многие другие обезьяны едят мясо — шимпанзе даже используют основные орудия для охоты, — но увеличение количества разрубленных костей позволило предположить, что, возможно, H. erectus или его близкие предки стали более искусными хищниками.
Но эти доказательства не соответствуют действительности, говорится в новом исследовании, проведенном в соавторстве с Побинером и Барром и опубликованном в журнале PNAS. После 1,9 млн. лет назад, когда H. erectus бродил по окрестностям, наблюдается взрывное увеличение количества зарегистрированных костей и каменных инструментов, но это, по-видимому, связано с тем, что антропологи раскопали больше мест, относящихся к этому периоду.
«Мы определенно видим увеличение количества костей, помеченных режущей кромкой», — говорит Побинер. «Но мы пытались понять: является ли это реальным поведенческим сигналом? Или просто, если вы достаете из земли больше окаменелостей, то получаете больше окаменелостей с маркировкой?».
Чтобы получить представление о доказательствах сверху, команда вернулась к местам, датируемым 2,6-1,2 миллиона лет назад, и подсчитала количество окаменелостей и количество разрубленных костей.
Если бы теория была верна, то после появления H. erectus они бы увидели более высокую долю разрубленных костей, скажем, от 10 до 50 процентов. Вместо этого, доля разрубленных костей не менялась с течением времени — на участках с большим количеством костей просто было больше разрубленных костей. Это говорит о том, что ранние гоминиды также разделывали мясо, но современные исследователи просто не нашли такого количества тайников с костями того периода.
«После появления Homo erectus началась активная исследовательская деятельность по поиску этих дымящихся орудий человеческого плотоядия», — говорит Барр. «В то время как до этого исследований было меньше. Наше исследование показывает, что это влияет на количество имеющихся доказательств».
Отсутствие окаменелостей до H. erectus также связано с причудами геологии, говорит Барр: Горные породы, содержащие останки до эпохи H. erectus, как правило, менее доступны. «Мы зависим от прихоти матери-природы и земной коры в том, какие отложения легко обнажаются на поверхности».
Исследование не полностью опровергает идею «мясо сделало нас людьми». Будущие исследования могут показать, что ранние гоминиды не ели много мяса. Имеющиеся данные просто не говорят в ту или иную сторону.
«Это исследование показывает нам, что иногда в науке нужно еще более критически смотреть на наборы данных, которые соответствуют нашим предубеждениям и ожиданиям», — говорит Питер Унгар, антрополог из Университета Арканзаса, который много писал о роли диеты в эволюции человека, но не участвовал в новом исследовании. «Полученные результаты подчеркивают тот факт, что история человеческой эволюции слишком нюансирована и сложна для простых ответов на вопрос о том, что сделало нас людьми».
Другие возможности, которые могли дать нашему мозгу больше топлива, включают технологические изменения, такие как приготовление пищи, которые открыли доступ к дополнительным питательным веществам. Социальные изменения, например, старики, добывающие пищу для маленьких детей, могли внести свой вклад.
Унгар предостерегает от привязки к какой-либо одной теории. Я не думаю, что «огонь сделал нас людьми» или «каменные орудия сделали нас людьми», — говорит он. «Но все эти вещи являются частью истории о расширении доступа к более разнообразной пище для питания тела наших предков в постоянно меняющихся условиях».
H. erectus также является первым гоминидом, который однозначно покинул Африку — первые окаменелости были найдены в Индонезии, и вполне возможно, что он развивался где-то в Азии. H. erectus не был специалистом. Как и мы, он, вероятно, сформировался благодаря способности переживать масштабные изменения.
Оригинал earth-chronicles.ru