Преподобный Сисой был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника — преподобного Антония. За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что однажды даже своей молитвой вернул к жизни умершего отрока.
Святой православной христианской церкви, отшельник, монах-пустынник Сисой, сотни лет изображался в житиях над открытой гробницей Александра Македонского.
Святой Сисой является загадкой как для классической, так и для византийской археологии. Ученые-специалисты пытаются интерпретировать символизм соответствующих житий (первые из которых датируются 14 веком нашей эры), а также убедительно ответить на вопрос: Действительно ли святой Сисой видел гробницу Александра Македонского?
На существование святого Сисоя указал г-н Сотирис Афанаселис, профессор токсикологии Медицинской школы Афинского университета. В частности, г-н Афанаселис в своем обширном письме под названием «Гробница Александра Македонского в христианской агиографии» пишет: «С первого посещения этой удивительно агиографированной церкви меня поразила фреска-житие святого Сисоя, которая расположена перед открытой гробницей Александра Македонского (!) и восклицает:
«Видя тебя, могила, я ужасаюсь и пугаюсь при виде тебя и проливаю слезы из сердца, вспоминая о долге, который все люди должны заплатить (то есть о смерти), поэтому и меня постигнет такой конец. О, ты, смерть, кто может избежать тебя?».
«Эта сцена, изображенная на фреске, помимо впечатления, которое она произвела на меня, также породила некоторые разумные вопросы, которые я попытался исследовать.
Ученики святого Сисоя, которые считаются первыми, кто изобразил соответствующую сцену, описывают ее следующим образом:
«Сисой Великий в аскетизме перед гробницей Александра Македонского, испуганный славным прошлым, скорбящий о непостоянстве времени и временной славе, вот он скорбит».
Святой Сисой Великий (также Сисой Великий, Сисой Великий, Сисой Скитский или Шишой) родился в 367 году и умер в 429 году нашей эры. Он был раннехристианским отцом пустыни, монахом-одиночкой, подвизавшимся в египетской пустыне в пещере своего предшественника, святого Антония Великого, которую он освятил в Фиванской пустыне в Верхнем Египте. Его память празднуется 6 июля, он принадлежит к первому поколению великих отшельников, последовавших за Антонием Великим. В аскетических и агиологических текстах он характеризуется как «Осиос (= святой, монах) Сисоис» или «Аббас (= отец) Сисоис».
Сисой был коптом по происхождению. Отстранившись от мира в юности, он удалился в пустыню Скете и прожил некоторое время под руководством своего учителя, аввы Ора. Желание найти еще более безлюдное убежище побудило его пересечь Нил и укрыться в горе, где за некоторое время до этого умер святой Антоний Великий.
Монастырь Абба Сисой, расположенный в долине Нитрия в регионе Вади-эль-Натрун в Египте, является одним из древних монастырей Скита, колыбели христианского монашества, действующих с IV века нашей эры. В монастыре хранится реликвия святого Сисоя, которая, как говорят, прекрасно сохранилась на красной ткани.
Монахи утверждают, что святой Сисой нередко совершает чудеса для истинно верующих, а также считается одним из самых важных святых коптских христиан Египта. На первых изображениях, сделанных в XVI веке, он изображен как уважаемый старец. Во всех житиях святой Сисуа всегда изображается рядом с гробницей Александра Македонского, размышляя о тщетности жизни и неизбежности смерти.
Но почему именно Александр Македонский, а не кто-то другой?
Следует отметить, что жития, подобные житию Кукули, были записаны во многих местах Греции, включая монастырь Мегистийской лавры и монастырь Ксиропотамос на горе Афон, монастырь Варлаам в Метеорах (1566) и монастырь Мегисти в Кастелоризо. Он также изображен в церквях Касторьи, например, в часовне Агиос Иоаннис Богослов в монастыре Панагия Мавриотисса (1552), в Святом Николае Богослове (1662) и в церкви Иоаннис Продромос в районе Апозари (1727). Аналогичное изображение есть в монастыре Величайших Бригадиров в Милиес Пелиона (1774). Ко всему этому следует также добавить относительно позднее изображение в церкви, посвященной Успению Богородицы в Кукули, Загори (1788).
Особое значение имеет житие Агиос Иоанниса Богослова в монастыре Панагия Мавриотисса, в котором святой Сисуа изображен перед открытой гробницей, где вместе со скелетом Александра Македонского изображены и два других скелета. Согласно одной из версий, это декларативный элемент посмертного равенства царей и не царей.
Но указывает ли это изображение на погребение Александра Македонского в полиандрии?
В житии Кукули другое (и уникальное по отношению к другим житиям) — то, что на голове скелета Александра Македонского находится золотая корона.
Дорофей, епископ Тирский (255-362 гг. н.э.), вернувшись из ссылки, во время которой он работал рабом в шахтах оазиса Сион в Египте, заявил, что его жители были язычниками и поклонялись египетскому богу Аммону, а также Александру Македонскому, который был там похоронен.
Зная об обширных дискуссиях, которые велись и ведутся, чтобы установить точное местонахождение гробницы Александра Македонского, мы можем задаться вопросом, почему святой Сисуа всегда изображается перед этой гробницей?
Действительно ли святой Сисуа нашел гробницу Александра Македонского где-то там, где он был монахом?
Является ли это, как показывает соответствующее жизнеописание, изображением реального события?
Если разыскать и установить точные маршруты святого Сисоя, будет ли найдена легендарная гробница Александра Македонского?
Это, безусловно, очень интересные вопросы, на которые хотелось бы получить ответ.
Вопрос, поставленный случаем со святым Сисоем, заключается в том, следует ли воспринимать его изображение как «буквальное» или изучать его символическое значение. В первом случае анализ должен быть сосредоточен на исследовании исторических данных о посещении Сисоем гробницы Александра Македонского. Во втором, однако, археологи подчеркивают, как агиография отражает «страх смерти всего византийского мира, который видел крах империи и философствовал о тщетности мира».
Кроме того, тот факт, что на изображениях святого Сисоя появляется гробница Александра Македонского, кажется более поздним дополнением, вероятно, фиванских агиографов Георгия и Франкоса Контариса, которые в 1556 году расписали монастырь Варлаам в Метеорах.
Таким образом, если до этого времени Осиос Сисой был представлен над открытой гробницей незнакомца, то после вмешательства двух братьев он был найден над … саркофагом Александра Македонского, именно для того, чтобы еще больше подчеркнуть тщетность мирского.
Оригинал earth-chronicles.ru