Заменив классический материал на материал с уникальными квантовыми свойствами, ученые создали сверхпроводящую цепь, способную на подвиги, которые долгое время считались невозможными.
Открытие, сделанное исследователями из Германии, Нидерландов и США, перевернуло столетние представления о природе сверхпроводящих цепей и о том, как их токи можно приручить и использовать на практике.
Малоотходные высокоскоростные цепи, основанные на физике сверхпроводимости, представляют собой золотую возможность вывести суперкомпьютерные технологии на совершенно новый уровень.
К сожалению, характеристики, которые делают эту легкую форму электрического тока такой удобной, также создают бесконечные проблемы при разработке сверхпроводящих версий обычных электрических компонентов.
Возьмем, к примеру, такой простой элемент, как диод. Этот базовый элемент электроники подобен одностороннему знаку для токов, обеспечивая средства для регулирования, преобразования и настройки движения электронов.
В сверхпроводящих материалах идентичность этих отдельных электронов размывается, что приводит к появлению партнеров, называемых парами Купера, давая каждой частице в этом партнерстве возможность избежать энергетических толчков, характерных для обычного электрического тока.
Но без обычных законов сопротивления ученые не смогли заставить сверхпроводящие электроны двигаться в одном направлении, поскольку они всегда демонстрируют так называемое «взаимное» поведение.
Это фундаментальное предположение — что сверхпроводимость не может нарушать взаимность (по крайней мере, без манипуляций с магнитным полем) — сохранялось с самого начала исследований в этой области.
Честно говоря, это препятствие, без которого инженеры могли бы обойтись.
«В 70-х годах ученые из IBM пытались реализовать идею сверхпроводящих вычислений, но были вынуждены прекратить свои попытки: в своих работах на эту тему IBM упоминает, что без невзаимной сверхпроводимости компьютер, работающий на сверхпроводниках, невозможен, — объясняют исследователи в заявлении для прессы по поводу своего нового исследования.
Возможно, теперь эти усилия придется пересмотреть после эксперимента, в котором был продемонстрирован тип перехода с квантовым компонентом, способным направлять даже пары Купера по улице с односторонним движением.
Джозефсоновские переходы — это тонкие полоски несверхпроводящего материала, разделяющие пару материалов, которые являются сверхпроводниками. Если материал достаточно тонкий, то электроны могут беспрепятственно проходить сквозь него.
Ниже определенного уровня этот «сверхток» не имеет напряжения. В критической точке возникает напряжение, быстро колеблющееся в волнах, которые можно использовать в таких приложениях, как квантовые компьютеры.
Обеспечить, чтобы этот ток шел только в одну сторону, раньше можно было с помощью внешнего магнитного поля. Но команда обнаружила, что если использовать двумерную решетку на основе металла ниобия, то можно отказаться от поля и полагаться исключительно на квантовые свойства материала.
«Мы смогли отслоить всего пару атомных слоев этого Nb3Br8 и сделать очень, очень тонкий сэндвич — всего несколько атомных слоев толщиной — который был необходим для создания диода Джозефсона, и который был невозможен с обычными трехмерными материалами», — говорит ведущий исследователь Мажар Али, физик из Делфтского технологического университета в Нидерландах.
Команда уверена, что они поставили все галочки, необходимые для убедительного обоснования своего открытия. Тем не менее, предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы увидим сверхпроводники в сердце вычислительных систем следующего поколения.
Во-первых, явление сверхпроводимости обычно происходит в материалах, охлажденных до температуры чуть выше абсолютного нуля.
Некоторые сверхпроводящие материалы могут справиться с теплом, но только если они помещены под безумное давление.
Изучение того, как джозефсоновские переходы на основе этих новых квантовых барьеров работают при более высоких температурах и давлениях, в конечном итоге может стать переломным моментом — уменьшится количество оборудования, необходимого для невероятно эффективных суперкомпьютеров, подобных которым мир еще не видел.
«Это повлияет на всевозможные социальные и технологические приложения», — говорит Али.
«Если 20-й век был веком полупроводников, то 21-й может стать веком сверхпроводников».
Это исследование было опубликовано в журнале Nature.
Оригинал earth-chronicles.ru