Христианская история изобилует реликвиями. Кости святых, одежда, даже целые тела хранятся на почетных местах в великих соборах Европы и за ее пределами.
Копьё Лонгина — согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства.
Святое копье, также называемое Копьем Судьбы, Святым Копьем или Копьем Лонгина, легендарная реликвия, пронзившая бок Христа во время распятия.
Существует по крайней мере три предполагаемые реликвии Святого копья, хотя Ватикан не утверждает подлинность ни одной из них. Одна из них находится под куполом базилики Святого Петра в Риме и была подарена папе Иннокентию VIII в 1492 году после завоевания Константинополя турками. Другое выставлено в императорской сокровищнице во дворце Хофбург в Вене. Известная также как Копье Святого Мориса, эта реликвия использовалась в церемониях коронации. Последняя реликвия хранится в Вагаршапате, Армения, и, по преданию, была принесена святым апостолом Иудой.
Писание и ранняя легенда
О пронзании бока Христа во время распятия рассказывается в Евангелии от Иоанна 19:33-34: «Когда же пришли к Иисусу и увидели, что Он уже мертв, то не перебили Ему ног. Вместо этого один из воинов пронзил копьем Его бок, и тотчас истекла кровь и вода». Эта последняя рана на теле Иисуса является пятой из пяти святых ран его Страстей, а солдат традиционно идентифицируется как святой Лонгин. Согласно христианской легенде, Лонгин страдал от болезни глаз и был чудесным образом исцелен водой и кровью, которые выпали из бока Иисуса, когда он пронзил тело. Обычно его отождествляют с обращенным сотником из Евангелия от Марка 15:39, который сказал: «Воистину Человек этот был Сын Божий!».
Существует множество преданий о последующей истории копья Лонгина, и ему долгое время приписывались сверхъестественные способности. Считалось, что тот, кто им владеет, вершит судьбы мира, как добрые, так и злые. Противоречивые свидетельства связывают его историю с различными святыми или правителями, а его слава в средневековые времена была не меньше, чем у Святого Грааля.
Открытие Питера Бартоломью
Одним из самых известных рассказов о Святом копье стало его обнаружение в июне 1098 года во время Первого крестового похода христианскими крестоносцами в Антиохии. Обретение реликвии вдохновило крестоносцев перейти в наступление на мусульман, разгромив их в бою и обеспечив христианское владение Антиохией. Однако споры о подлинности копья вызвали внутренние разногласия среди крестоносцев, и его первооткрыватель, Петр Варфоломей, был в конце концов дискредитирован.
Петр был крестьянином, утверждавшим, что святой Андрей явился ему в нескольких видениях и открыл местонахождение копья. Он сообщил о своих видениях лидерам Первого крестового похода, и хотя епископ Адемар из Ле-Пюи скептически отнесся к их подлинности, граф Раймонд Тулузский был впечатлен и приказал провести торжественные поиски копья.
Петр привел их в собор Святого Петра в Антиохии и указал, где будет находиться копье. После целого дня бесплодных раскопок он прыгнул в яму и достал кусок железа, который приняли за реликвию. Большинство крестоносцев признали его подлинность и взяли копье с собой в бой против мусульман.
После обретения копья Петр утверждал, что Святой Андрей являлся ему в разное время, давая указания по ведению крестового похода. С распространением видений Петра и его нападками на память епископа Адемара (умер в 1098 году), который никогда не верил утверждениям Петра, люди начали сомневаться в видениях и оспаривать подлинность Святого копья.
Когда Петр подверг себя испытанию огнем, чтобы проверить достоверность своих утверждений, он был смертельно обожжен, и Святое копье было дискредитировано. Престиж Раймонда Тулузского пострадал из-за того, что он принял видения Петра.
Оригинал earth-chronicles.ru