На протяжении 65 000 лет бининдж — местное слово кунджейхми, обозначающее аборигенов, — возвращались в скальное убежище Маджедбебе в стране Мирарр в регионе Какаду (Северная территория).
За этот огромный промежуток времени окружающая среда вокруг скального приюта сильно изменилась.
В нашей работе, опубликованной на прошлой неделе в журнале Quaternary Science Reviews, используются древние остатки растительной пищи, когда-то обуглившиеся в кострах на этом месте, чтобы изучить, как аборигены, разбившие лагерь на этом месте, реагировали на эти изменения.
Эти остатки пищи рассказывают историю устойчивости перед лицом меняющегося климата, уровня моря и растительности.
Меняющаяся среда
50-метровое скальное убежище Маджедбебе расположено у основания огромного песчаникового выступа. Пол здесь темный, пепельный от сотен костров прошлых лет и завален каменными инструментами и точильными камнями.
Задняя стена украшена яркими и красочными наскальными рисунками. Некоторые изображения — всадники в широкополых шляпах, корабли, оружие и украшенные руки — появились совсем недавно. Другим, вероятно, много тысяч лет.
Сегодня это место находится на краю водно-болотных угодий Джабилука. Но 65 000 лет назад, когда уровень моря был намного ниже, оно находилось на краю обширной равнины саванны, соединяющей Австралию и Новую Гвинею в суперконтиненте Сахул.
В это время мир переживал ледниковый период (называемый морским изотопным этапом 4, или MIS 4). И хотя Какаду был относительно хорошо обводнен по сравнению с другими частями Австралии, растительность муссонных виноградных лесов, распространенная в другие периоды времени, отступила.
Этот ледниковый период в конце концов ослабнет, за ним последует межледниковый период, а затем еще один ледниковый период — Последний ледниковый максимум (MIS 2).
В голоцене (10 000 лет назад) погода стала намного теплее и влажнее. Расцвели муссонные виноградные леса, открытые леса и лесная растительность, а уровень моря быстро повышался.
К 7 000 лет назад Австралия и Новая Гвинея были полностью отрезаны друг от друга, и море подошло к Маджедбебе на расстояние всего 5 км.
Затем последовала быстрая трансформация региона Какаду. Сначала море немного отступило, речные системы вблизи этого места превратились в эстуарии, а мангровые заросли прорезали низменности.
К 4 000 лет назад они были частично заменены участками пресноводных водно-болотных угодий. А 2 000 лет назад сформировались легендарные водно-болотные угодья Какаду.
Невероятное сокровище
Наша исследовательская группа, состоящая из археологов и традиционных владельцев племени Мирарр, хотела узнать, как люди жили в этой меняющейся среде.
Для этого мы обратились к маловероятному археологическому сокровищу — древесному углю. Это не то, что приходит на ум обычному туристу, но когда разжигается камин, многие его компоненты, такие как ветки и листья, или брошенная в него еда, могут впоследствии превратиться в древесный уголь.
При правильных условиях эти обугленные останки сохранятся еще долго после того, как туристы уедут. В прошлом такое случалось много раз. Бининдж, жившие в Маджедбебе, оставляли после себя различные пищевые отходы, включая обугленные и раздробленные фрукты, орехи, стебли пальм, семена, корни и клубни.
Используя мощные микроскопы, мы сравнили анатомию этих кусочков древесного угля с растительной пищей, которую и сегодня собирают в стране Мирарр. Таким образом, мы узнали о том, какие продукты ели люди прошлого, в каких местах они их собирали и даже в какое время года они посещали это место.
Древний анме
С самых первых дней создания лагерей на Маджедбебе люди собирали и ели широкий ассортимент анме (слово кунджейхми, означающее «растительная пища»). Сюда входили такие растения, как орехи пандануса и сердцевина пальмы, для сбора и изготовления которых требуются инструменты, труд и подробные традиционные знания.
В качестве инструментов использовались топоры с острыми гранями и шлифовальные камни. Все они были найдены в самых древних слоях на стоянке, что делает их самыми древними топорами и одними из самых ранних шлифовальных камней в мире.
Наши данные показывают, что во время двух более сухих ледниковых фаз (MIS 4 и 2) сообщества в Маджедбебе больше полагались на эти более сложные в обработке продукты. Поскольку климат был более сухим, а пища, вероятно, более рассеянной и менее обильной, людям приходилось довольствоваться продуктами, которые требовали больше времени для обработки.
Такие высоко ценимые продукты, как каррбарда (длинный ямс, Dioscorea transvera) и ангандж/анкандж (семена водяной лилии, Nymphea spp.) были важными элементами рациона в те времена, когда муссонные виноградные леса и пресноводная растительность подходили ближе к Маджедбебе — например, во время формирования болот в последние 4 000 лет и в более ранние влажные фазы. Но их также искали и в более отдаленных местах в более сухие времена.
Смена сезонов
Самые большие изменения в растительном рационе, употребляемом в пищу в Маджедбебе, произошли с образованием пресноводных водно-болотных угодий. Около 4 000 лет назад бининджи не просто стали включать в свой рацион больше пресноводных растений, они также начали возвращаться в Маджедбебе в другое время года.
Вместо того, чтобы приходить в скальное убежище в период плодоношения местных фруктовых деревьев, таких как андуджми (зеленая слива, Buchanania obovata), от Куррунга до Кунумеленга (с сентября по декабрь), они стали приходить от Бангкерранга до Вурркенга (с марта по август).
Это время года, когда ресурсы, найденные на краю водно-болотных угодий, теперь уже недалеко от Маджедбебе, становятся доступными, поскольку паводковые воды отступают. С появлением пресноводных болот 4 000 лет назад сообщества изменили свой рацион питания, чтобы наилучшим образом использовать окружающую среду.
Сегодня водно-болотные угодья имеют важное культурное и экономическое значение для Мирарр и других бининдж. Во время обеда на стол подают различные сезонные продукты животного и растительного происхождения, включая сорочьих гусей, черепах и водяные лилии.
Животрепещущий вопрос
Вероятно, первые австралийцы не только реагировали на окружающую среду, но и формировали ее. Сегодня в регионе Какаду одним из основных способов изменения ландшафта бининдж является культурное выжигание.
Огонь — это культурный инструмент с множеством функций, таких как охота, рост растительности, очистка тропинок и мест стоянок.
Одна из его наиболее важных функций — постоянное сокращение биомассы влажного сезона, которая, если ее не сжигать, становится топливом для опасных кустарниковых пожаров в Куррунге (сентябрь-октябрь), в конце сухого сезона.
Наши данные свидетельствуют об использовании ряда растительных продуктов питания в Маджедбебе во время Куррунга, на протяжении большей части периода заселения этого места, с 65 000 до 4 000 лет назад.
Это указывает на продолжающуюся практику культурного выжигания, так как предполагает, что общины управляли чувствительными к огню сортами растений и снижали вероятность возникновения высокоинтенсивных кустарниковых пожаров, практикуя низкоинтенсивные культурные выжигания до наступления самого жаркого времени года.
Сегодня мирарр по-прежнему возвращаются в Маджедбебе. Их знания о местном анме передаются новым поколениям, которые продолжают формировать это невероятное культурное наследие.
Благодарность: мы хотели бы поблагодарить Корпорацию аборигенов Гунджейхми, миррар и особенно наших соавторов Мэй Нанго и Джайкук Джанджомерр.The Conversation
Анна Флорин, научный сотрудник, Кембриджский университет; Эндрю Фэрбэрн, профессор археологии, Квинслендский университет, и Крис Кларксон, профессор археологии, Квинслендский университет.
Оригинал earth-chronicles.ru