«Тайная вечеря» была испорчена и является одним из самых сильно поврежденных и восстановленных произведений искусства в истории. Осталось только около 20 процентов
Леонардо да Винчи сделал все неправильно. Звучит как кощунство, если так говорить, но она разваливалась на части вскоре после того, как он ее нарисовал.
Она была написана на стене монастыря в Милане. Обычно такая картина представляет собой фреску. Художник наносил штукатурку сегментами, а краску наносил до ее высыхания. Таким образом, краска не ложится поверх штукатурки, а впитывается в нее. Самый известный пример фрески, вероятно, находится на потолке Сикстинской капеллы, но вы видите их повсюду.
Леонардо так не работал. Он работал над всем очень медленно, часто вообще не заканчивая работу. Поэтому вместо фрески, где нужно работать быстро, он писал поверх штукатурки. Это позволяло ему не торопиться, как он всегда делал, нанося многочисленные слои в течение примерно трех лет.
Для него это был большой эксперимент. Под краской он использовал так называемые «свинцовые белила», чтобы она была ярче, но из-за этого краска плохо держалась. Так как это было в столовой, где ели монахи, на него попадала влага из кухни. Между штукатуркой и краской выросла плесень.
Кто-то написал об этом спустя несколько десятилетий и сказал, что «все разрушено».
На протяжении веков была проведена серия неудачных реставраций. Один человек пытался заделать сколы и покрыл их маслом. Следующий парень соскоблил все и заново покрасил. Затем он попытался отмыть ее химикатами, потому что думал, что это фреска, что повредило все. Монахи уволили его.
Она также была повреждена, когда войска Наполеона использовали комнату в качестве конюшни и бросали в нее кирпичи и лошадиные какашки. Я этого не выдумал.
Чарльз Диккенс однажды посетил монастырь и написал очень длинную цитату в викторианском стиле о том, что «многие из голов теперь являются настоящими уродцами». Он, конечно, имел в виду неоднократные попытки «исправить» их путем перекраски. Позже произошло наводнение, а затем еще большее повреждение от бомбардировок во время Второй мировой войны.
Окончательная и самая последняя реставрация завершилась в 1999 году, при этом использовались современные технологии. Они удалили все дополнения и дошли до того, что, как они утверждают, было остатками оригинальной краски.
Поэтому все светлые краски, которые вы видите, — это акварель, использованная для заполнения пробелов. Более темные сколы — это якобы то, чем рисовал да Винчи. Есть несколько копий работ, нарисованных его учениками в то время, которые частично использовались в качестве эталона.
Конечный результат сильно критикуется некоторыми, но я не могу сказать, что знаю об этом достаточно, чтобы иметь свое мнение. Я думаю, что в каждой реставрации есть кто-то, кто жалуется на нее. Есть люди, которые очень возмущены тем, где находится рукав Иисуса, потому что в копиях он находится за столом, а в реставрации — сверху.
Чтобы увидеть это, нужно заказывать билет заранее, и они пускают каждую группу внутрь только на 15 минут, чтобы контролировать влажность. При виде этой картины волосы на руках встают дыбом, но, возможно, это просто потому, что она так знаменита.
Я не знаю, какой вывод можно сделать. Мне кажется, что здесь должен быть какой-то урок об экспериментах или о том, что даже один из самых выдающихся супергениев в истории человечества совершал ошибки — но, честно говоря, он был действительно странным и увлекательным человеком, полным противоречий, и я не знаю, что можно сделать из всего, что он сделал. Конечно, забавно, что одна из немногих картин, которую он действительно закончил, в итоге развалилась на части.
Оригинал earth-chronicles.ru