В озере Ван на востоке Турции из-за глобального потепления упал уровень воды, и появилась километровая урартская дорога, соединяющая остров Чарпанак с берегом.
Усиливающееся влияние глобального потепления вызывает изменение уровня воды в озере в определенные периоды, и с изменением уровня воды появляются некоторые подводные сооружения.
Остров Чарпанак (турецкий: Çarpanak Adası) или Ктуц или Ктутс (армянский: Կտուց կղզի Ktuts kghzi), является одним из 4 больших островов озера Ван.
Остров сейчас необитаем, но раньше на нем находился армянский монастырь Ктуц. Его руины до сих пор можно увидеть.
Заведующий кафедрой археологии факультета литературы Университета Ван Юзюнчу Йыл (YYU) профессор д-р Рафет Чавушоглу рассказал агентству «Анадолу» (AA), что Ван, ранее Тусба, в течение многих лет служил столицей урартов.
Объясняя, что урарты создали транспортные сети вокруг озера Ван как по суше, так и по морю, Чавушоглу сказал: «Одна из этих дорог — дорога, которая начинается от Тусбы и продолжается до Калечика, Топакташа, а затем до острова Чарпанак. Руины на острове Чарпанак, а именно церковь Чарпанак, относятся к средним векам. Если в античную эпоху это место имело форму полуострова, то потом уровень дороги был поднят, и транспортное сообщение осуществлялось по суше. Фактически, это дорога, которая начинается от Тусбы и продолжается вдоль берега озера, обеспечивая доступ к замкам. Есть урартская дорога, которая идет вдоль берега от замков Айанис и Амик до Мурадие», — сказал он.
Отметив, что дорога на остров Чарпанак со временем была затоплена, Чавушоглу сказал:
«Самым важным вопросом здесь является снижение уровня воды в озере Ван в результате уменьшения количества осадков после 2021 года. Поэтому нынешний путь виден более четко. Время от времени озеро Ван то поднимается, то опускается. После последнего подъема в 1994 году эта дорога в основном находилась под водой. Эта дорога была построена для того, чтобы обеспечить доступ к крепостям урартского периода, которые были основаны на берегу озера, а затем к поселениям, которые продолжали существовать в средние века, по дороге.
Это древняя дорога шириной с конную повозку, которая была построена как для доставки продуктов питания и предметов повседневной необходимости в Чарпанак, так и для перевозок туда и обратно из Чарпанака. На снимках с воздуха хорошо видно, что дорога была построена путем выкладывания камней, и только основные камни остались, так как вода со временем размыла дорогу».
В течение железного века урарты сформировали сильное политическое присутствие в регионе Восточной Анатолии, объединив несколько княжеств, таких как Уруатри и Наири. Архитектура и металлообработка — это цивилизация, которая привлекает внимание, особенно в области ремесел.
Оригинал earth-chronicles.ru