В отличие от Сократа, Платон писал, писал и писал. Это был человек, который в редких случаях говорил от первого лица, что его теории не могут быть выражены в письменной форме.
Подобно тому, как внутреннее противоречие является ключом к эффективной драме, где мы называем его «конфликтом», противоречие, похоже, является источником и основой философии. Возможно, именно поэтому Платон был одержим даймоническим, гальваническим влиянием одного необычного человека на софистическое/философское движение, которое достигло своего апогея в Афинах пятого века. Это был человек, которого Платон, вероятно, знал всю свою жизнь… это был не кто иной, как сам Сократ.
Афины были родиной трагедии и комедии, и Платон должен был стать преемником Еврипида и Агатона в трагедии. Но вместо этого он пал жертвой неописуемой тяги Сократа.
После этого Платон мог драматизировать только одного человека, и это, конечно, не были традиционные мифические фигуры, изображавшие троянских коней. Это мог быть только Сократ, который умер за свои грехи. Человек, который своей смертью поверг Платона и его толпу в отчаяние, должен был стать фокусирующим агентом для драматического инстинкта Платона.
Только с Сократом в качестве реагента для Платона произошла настоящая драма, и, следовательно, настоящая мысль могла быть драматизирована.
Давайте рассмотрим отрывок из «Крито» о сне Сократа. Крито заходит к Сократу, который спит так мирно, что он не хочет его будить, несмотря на срочность своего дела. Вскоре мы узнаем, что сон был о великолепной женщине (хотя, скорее всего, это был не эротический сон в каком-либо постыдном смысле).
Женщина была одета в белое, и καλή καὶ εὐειδής, «красивая и стройная». Она подошла к Сократу и позвала его, говоря: ὦ Σώκρατες, ἤματί κεν τριτάτῳ Φϑίην ἐρίβωλον ἵκοιο. ‘Сократ, на третий день ты пришел бы в плодородную Фтию’.
‘Странный сон’, — говорит Крито, богатый ровесник Сократа и человек, который, кажется, больше заботится о Сократе как о человеке, чем как о наставнике или гуру. «По-моему, Крито, все довольно ясно, — говорит в ответ Сократ.
Что же тут ясного? Красивая женщина — это еще и материнская фигура, которая, похоже, хорошо знает произведения Гомера.
Строки, которые она произносит, взяты прямо из речи Ахилла в его ответе Одиссею в IX книге «Илиады»:
«Ты увидишь, если хочешь, и если такие вещи могут тебя волновать.
На ранней заре по кишащему рыбой Геллеспонту плыву,
Мои собственные корабли и людей в них, готовых грести;
Если он даст нам честное плавание, Славный Сотрясатель Земли,
На третий день я бы достиг глубоко испачканной Фтии».
Означает ли это, что Сократ отождествляет себя с Ахиллом? На пути к Фтии?
В некотором смысле «Крито», изображая частный разговор, который Платон, должно быть, только воображал, кажется, показывает публичную браваду, которую Сократ демонстрировал в своей защите на суде. Там он ассоциировал себя с Ахиллом, что, несомненно, не было выигрышным поступком, когда тот был уродлив, стар и раздражителен. Было ли это на самом деле подлинной фантазией Сократа?
В речи в конце «Крито» Сократ сравнивает себя с Ахиллом в контексте того, что он не покинул свой пост. Сократ, как и Ахилл, будет придерживаться своей жизненной миссии под огнем. Это потому, что Сократ — служитель Законов.
Но погодите-ка… Ахилл на самом деле фантазировал о возвращении во Фтию. В форме пассивно-агрессивной угрозы Ахилл предвкушал, как покинет свой пост.
Что бы ни говорил Сократ в конце «Крито», на самом деле он видел сон с исполнением желаний. Ему удалось во сне выразить желание избежать горького унижения, которое он испытал, подчинившись Афинам. То же ли это бесчестье, которое охватило Ахилла, капитулировавшего перед ахейской армией?
Никто не знает, где на самом деле находилась Фтия Ахилла, но Фтия в исторические времена была областью Фессалии. Фессалия, конечно же, является тем «беззаконным местом», куда Крито хотел бы тайно переправить Сократа. Понимает ли Крито желание Сократа, когда слышит о сне? Именно поэтому он не обращает внимания на заявление Сократа о том, что сон ясен, и настаивает на своем? Хочет ли Сократ отправиться в Фессалию?
Контекст подсказывает, что женщина во сне Сократа соответствует Фетиде, божественной матери Ахилла. Это еще больше наводит на мысль о том, что нам следует подумать об альтернативных путях смерти, которые Тетис представила Ахиллу в «Илиаде». Есть долгая безымянная жизнь дома или короткая, но славная жизнь в Трое. Это также ясно: возвращение во Фтию для Ахилла, чтобы работать на ферме, — это путь, который не был выбран.
Как это работает в анализе снов? Сократ завоевывает вечную славу (Платон — поэт, которого следует благодарить за это), оставаясь на своем посту и повинуясь Законам. Говорит ли ясность его сна о том, что все это притворство? Что он предпочел бы покинуть свою неблагодарную армию и быть принятым в объятия стройной женщины, которая является его настоящей матерью?
По собственному толкованию Сократа, сон означает, что он говорит о дне его смерти — третьем дне. Тогда Фтия становится своего рода Аидом. Возможно ли, что концепция Сократа о загробной жизни позволила ему в разное время исполнить обе судьбы Ахилла?
Возможно, Сократу понятен только этот аспект числа дней. Женщина — это загадка. Какого рода утешением или наградой является ее красота? Если вы хотите воспринять все, что перед вами, не забывайте о ней, размышляя над речью о законах и об обязанности Сократа перед государством, которое его казнит. Аргумент диалога» возникает только тогда, когда вы игнорируете ее. Платон включил ее.
Таким образом, создается драма не действия, а мысли. Разрешить ее — значит убить ее; между тем Сократ живет.
Оригинал earth-chronicles.ru