Недалеко от входа в каньон Чако, штат Нью-Мексико, США, находится внушительное сооружение, имевшее священное значение для предков культуры пуэбло, которые населяли каньон Чако примерно до 1150 года нашей эры.
На горе Фахада, за тремя каменными плитами, находятся петроглифы, которые использовались для фиксации годового движения Солнца и, возможно, Луны. Это место известно как Кинжал Солнца, потому что солнечный свет формирует изображение кинжала, проходящего прямо через середину спирали во время летнего солнцестояния.
Солнечный кинжал был священным для жителей каньона Чако, которые регулярно совершали паломничество к этому месту. Он также иллюстрирует роль, которую астрономия играла в религии и обществе древних чакоанцев.
Солнечный кинжал «часы» из каньона Чако Фахада Батте
На вершине Фахада Батте, за тремя каменными плитами, находятся две спирали, которые были высечены в скале. Большая спираль размером 34 см на 41 см (13,4-16,1 дюйма) и меньшая спираль слева вверху. Свет и тени, проникающие через щели в плитах, взаимодействуют со спиралями в течение всего года, но в определенное время года они образуют особые узоры. Большинство археоастрономов и коренных информаторов считают эти «часы» свидетельством намеренного согласования с годовым движением Солнца.
В день летнего солнцестояния, поздним утром, Солнце, освещая плиты, создает пятно света прямо над большой спиралью. В течение следующих пятнадцати минут эта точка света превратится в световой вал, или «кинжал», который пройдет прямо через середину спирали. Появившись в центре спирали, кинжал постепенно опустится вниз от спирали и исчезнет. Весь процесс от появления точки света до исчезновения кинжала занимает около 20 минут.
Нечто подобное происходит во время зимнего солнцестояния. По обе стороны от спирали появятся две точки света. В течение следующего получаса точки света превратятся в валы света, опоясывающие спираль. Во время равноденствий смещенный от центра вал света пересекает большую спираль, а другой вал проходит прямо через середину меньшей спирали.
Связь со скалой Чимни-Рок и лунным циклом
Помимо отражения годового движения Солнца, возможно, что Кинжал Солнца на Фахада Батте также призван отражать периодическое движение Луны. Фаджада Батте может быть связана с другим объектом, расположенным на расстоянии около 140 км (87 миль). Чимни-Рок — это геологическое образование, состоящее из двух естественных вершин скал, которые внушительно возвышаются над ландшафтом.
Во времена расцвета культуры чакоан, в 9-12 веках, поблизости существовала известная община предков пуэбло. Возможно, причина присутствия этой общины заключалась в том, что они считали вершины Чимни-Рок священными. В современных пуэблоанских источниках говорится, что скала Чимни связана с богами-близнецами войны из пуэблоанской мифологии.
Еще одна причина, по которой скала Чимни-Рок могла иметь важное культурное значение, связана с 18,6-летним лунным циклом, вызванным прецессией плоскости орбиты Луны вокруг Земли под действием гравитации Солнца. Как Солнце восходит и заходит дальше на север или юг вдоль горизонта в зависимости от времени года, так и Луна восходит и заходит дальше на юг или север в зависимости от того, где она находится в своем 18,6-летнем цикле.
Когда зимнее солнцестояние находилось рядом с восходом следующей полной Луны в значительной точке этого 18,6-летнего цикла, жрецы Чако, возможно, использовали это для синхронизации солнечного и лунного циклов, составлявших их календарь. Событие, когда Луна достигает своего максимального или минимального склонения при восходе или заходе в течение 18,6-летнего лунного цикла, называется стоянием. Луна, восходящая между вершинами скалы Чимни-Рок во время стояния, была бы заметным маркером того, в какой точке 18,6-летнего цикла находится Луна.
Еще один важный цикл, который мог быть известен жителям каньона Чако, — это цикл Метона, цикл, открытый греческим астрономом Метоном около 432 года до нашей эры. Метон основывал этот цикл на том, что 235 синодических месяцев соответствуют 19 солнечным годам. Считается, что он предписал правила вставки интеркалярных месяцев в определенные годы в течение 19 лет, чтобы древнегреческий лунно-солнечный календарь был синхронизирован с солнечным годом. Это связано с тем, что 12 лунных месяцев по 29-30 дней составляют всего 354 дня, в то время как солнечный год длится 365,25 дней.
Из-за этого несоответствия между лунным фазовым циклом и солнечным сезонным циклом календарь, основанный на лунных месяцах, со временем перестанет синхронизироваться с солнечным годом, и месяцы перестанут соответствовать сезонам. По этой причине необходимо время от времени вводить тринадцатый месяц, или интеркалярный месяц, чтобы привести лунную и солнечную составляющие календаря в соответствие.
Возможно, что предки пуэбло делали то же самое со своим календарем, что объясняет, почему некоторые места в каньоне Чако, включая Чимни-Рок и, возможно, Фахада-Батте, похоже, фиксируют движение Луны, а также Солнца. Если календарь Чако был лунно-солнечным, то необходимо было знать и солнечные, и лунные циклы.
В Фахада-Батте было продемонстрировано, что плиты отбрасывают тени, которые определенным образом закрывают спирали во время замирания. Возможно, что кинжал Солнца также предназначался для обозначения событий лунного застоя и использовался для синхронизации лунных и сезонных циклов, зафиксированных в древнем лунно-солнечном календаре предков пуэбло.
Солнечный кинжал в более широком культурном контексте Чако
Свидетельства того, что каньон Чако был заселен, датируются примерно 2900 годом до нашей эры. Около 200 года нашей эры есть свидетельства того, что жители каньона Чако начали заниматься земледелием. К 850 году нашей эры жители каньона Чако начали строить большие церемониальные сооружения, такие как Великие дома. Великие дома были высотой в четыре-пять этажей, в них насчитывалось до семисот комнат и несколько кив.
Похоже, что эти сооружения также были построены с учетом астрономически значимых выравниваний. Великие дома были связаны с большим ритуальным ландшафтом, который включал такие места, как Фахада Батте и Чимни Рок.
Другим примером такого ритуального ландшафта является Великая северная дорога, которая ассоциируется с центральным комплексом в каньоне Чако и небесным севером. Дорога также ассоциируется с каньоном на севере, который она пересекает, спускаясь прямо вниз по самому крутому обрыву каньона.
Культура Чако процветала примерно до 1150 года нашей эры, когда засуха, по-видимому, привела к запустению поселений по всему региону.
Каньон Чако — это высокогорная пустыня, очень сухая, с палящим жарким летом и лютой холодной зимой. Несмотря на эти суровые условия, люди жили в этом регионе тысячи лет и даже построили протоцивилизацию. Неясно, почему жители каньона Чако решили построить свою цивилизацию именно здесь. Тем не менее, одним из преимуществ окружающей среды каньона Чако для их цивилизации было чистое небо, которое позволяло им проводить точные астрономические наблюдения.
Отчасти интерес к астрономии мог быть вызван необходимостью создания календаря. После 200 года нашей эры, когда в каньоне Чако появилось сельское хозяйство, возникла необходимость отмечать времена года, чтобы крестьяне знали, когда сажать и собирать урожай. Знание циклов лунного и солнечного движения в течение года облегчило бы обозначение времен года. Со временем эти лунные и солнечные циклы, возможно, приобрели ритуальное и церемониальное значение и были включены в духовные и религиозные верования жителей каньона Чако.
Солнечный кинжал и космология и религия чакоанцев
Крупномасштабный ритуальный ландшафт, созданный памятниками, построенными вдоль небесных ориентиров, позволяет предположить, что культура Чако была объединена общими представлениями о космосе. Похоже, они считали, что их повседневная жизнь глубоко связана с драматизмом небесного движения. Кинжал Солнца, возможно, служил связующим звеном между землей и небом, точкой соприкосновения между различными частями вселенной пуэбло.
Современные пуэблосские источники сообщают, что паломники приходили к Кинжалу Солнца, чтобы помолиться, провести наблюдения и оставить подношения. Эти небольшие церемонии у Кинжала Солнца были микрокосмом больших церемоний, которые происходили в Великих домах.
Мало что известно о том, как сами предки пуэбло понимали астрономические выравнивания, кроме того, что известно от современных народов, произошедших от предков пуэбло, таких как хопи и зуни.
Считается, что предки пуэбло воспринимали Солнце и Луну как живые духовные существа. Например, взаимодействие между Солнцем и Луной во время зимнего солнцестояния понималось с точки зрения того, что женщина на Луне убеждает Солнце повернуть назад со своего пути на юг. Еще один пример традиции пуэбло, связанной с зимним солнцестоянием: хопи в день зимнего солнцестояния проводили фестиваль Соял, во время которого на алтарь Солнца клали молитвенные палочки, чтобы повернуть движение Солнца на юг. За этим фестивалем последовало несколько церемоний, во время которых в кивах сажали бобы, а затем кукурузу в качестве символического предвкушения посевов, которые должны были произойти в ближайшие месяцы. Возможно, что у предков пуэбло из каньона Чако были подобные церемонии, связывающие повседневную жизнь на Земле с небесами над головой.
Кинжал Солнца сегодня
В 1989 году археологи заметили, что эрозия, вызванная посетителями, сместила плиты и исказила их расположение. Кинжал летнего солнцестояния теперь казался толще и находился немного левее центра спирали, прежде чем сместиться вниз. Выравнивание зимнего солнцестояния также было значительно деформировано по сравнению с первоначальной конфигурацией. После этого открытия Фахада-Батте была закрыта для посетителей и теперь открыта только для ежегодных инспекций объекта уполномоченным персоналом.
Несмотря на эти изменения, Фахада Батт по-прежнему является остатком древней культуры каньона Чако. Он свидетельствует о культуре, которая была достаточно развита в научном отношении, чтобы вести точные наблюдения за Солнцем и Луной, а возможно, и за планетами. Она также показывает культуру, которая видела глубокую связь между астрономическими циклами и своей повседневной жизнью.
Археоастрономия показывает, как космические события, не оказывающие прямого влияния на окружающую среду или экосферу Земли, могут оказывать удивительное воздействие на ход истории и культурную эволюцию. Затмение, например, физически мало влияет на планетарную среду Земли, но из-за того, как люди интерпретируют затмение и представляют себе его значение, оно может существенно повлиять на человеческие общества. В культуре, достаточно настроенной на ночное небо, оно может даже привести к свержению действующего правительства, если его интерпретировать как знак неудовольствия богов.
Современная западная цивилизация не считает себя связанной со Вселенной так, как это делали предки пуэбло. Тем не менее, наука показала, что мы важным образом связаны с космосом за пределами Земли. Атомы, из которых состоит Земля и наши тела, образовались в звездах миллиарды лет назад. Солнце согревает нашу планету и является причиной того, что наша планета не представляет собой негостеприимный ледяной шар.
Другим важным способом непосредственного влияния небесных объектов на развитие жизни на Земле является столкновение с астероидами, например, столкновение с динозаврами во время мелового и третичного массового вымирания около 65 миллионов лет назад.
Кроме того, солнцестояния и равноденствия важны не только по культурным причинам. Они отмечают реальные сезонные переходы, обусловленные осевым наклоном Земли при движении по орбите вокруг Солнца. Таким образом, сакрализация солнцестояний и равноденствий — это не просто суеверие.
Это древнее предчувствие того, что происходящее в небесной сфере действительно имеет значение для жизни на нашей планете. Предки пуэбло из каньона Чако, похоже, что-то предчувствовали. Возможно, современному миру стоит к ним прислушаться.
Оригинал earth-chronicles.ru