В джунглях Боливии были обнаружены разросшиеся руины амазонских поселений, в которых когда-то проживало коренное земледельческое общество, склонное к космологии, скрытое под, казалось бы, непроходимой растительностью.
Эти 26 объектов, примерно половина из которых ранее не были известны археологам, являются еще одним примером того, что в регионе Амазонки до испанского вторжения на американский континент существовали крупные, давно существующие поселения и сложные древние общества.
«Наши результаты ставят точку в спорах о том, что западная Амазония была малонаселенной в доиспанские времена» и обогащают существующие доказательства того, что культура Касарабе имела «высоко интегрированную, непрерывную и плотную систему поселений», — пишут археолог Хайко Прюмерс из Немецкого археологического института и его коллеги в новом исследовании.
Используя дистанционные лазерные сканеры, установленные на вертолетах, группа в основном европейских археологов просканировала шесть районов в центре древней культуры Касарабе, которая развивалась между 500 и 1400 годами нашей эры на территории современной северной Боливии.
Разросшаяся сеть поселений, обнаруженная ими под густым лесом, представляет собой тип низкоплотного урбанизма, первый подобный тип, обнаруженный в тропических низменностях Южной Америки, с многочисленными сложными церемониальными сооружениями, включая ступенчатые платформы и U-образные курганы, ориентированные на северо-северо-запад.
По мнению археолога Кристофера Фишера из Университета штата Колорадо, который не принимал участия в исследовании, скрытые признаки измененных человеком древних ландшафтов заставят пересмотреть взгляды на ранние общества в регионе Амазонки.
«Масштабы архитектурных остатков в этих местах, которые включают глинобитные пирамиды, когда-то возвышавшиеся более чем на 20 метров над окружающей саванной, невозможно переоценить, они соответствуют масштабам любого древнего общества», — пишет Фишер в отдельном комментарии к исследованию.
Однако на протяжении десятилетий некоторые археологи полагали, что бедные тропические почвы равнин Льянос де Мохос в Боливии, как и оплоты майя в Центральной Америке, обычно не способны поддерживать большое население и сложные урбанизированные цивилизации.
Но, как показывают прошлые свидетельства, люди племени Касарабе были искусными земледельцами, которые превратили сезонно затопляемые амазонские саванны в продуктивные ландшафты, выращивая сельскохозяйственные культуры, а также занимаясь охотой и рыболовством.
Однако мало что было известно о том, как люди Касарабе строили церемониальные сооружения или обустраивали свои поселения.
Теперь к этой истории добавился LIDAR, метод дистанционного зондирования, который сканирует земную поверхность с помощью лазерных лучей с воздуха, делая «за один полет то, на что раньше потребовались бы годы изнурительной полевой работы», объясняет Фишер.
В своем исследовании Прюмерс и его коллеги описывают два крупных поселения, Котока и Ландивар, которые были центральными узлами региональной сети более мелких поселений — всего 24 — соединенных до сих пор видимыми дорогами, которые расходятся в ландшафте на несколько километров.
«Эти два крупных поселения были уже известны, но их огромные размеры и архитектурная проработка стали очевидны только благодаря исследованию LIDAR», — пишет команда.
По их оценкам, люди Касарабе переместили около 570 000 кубометров земли для строительства Котоки, что в десять раз больше, чем переместили люди Тиуанако для строительства самого большого сооружения, найденного до сих пор в Боливийском нагорье, — пирамиды Акапана.
Касарабе также построили рвы и валы для защиты этих центральных поселений, а также массивные системы контроля воды, предназначенные для выращивания излишков продовольствия, которые, по заключению археологов, могли поддерживать большое население Касарабе.
Планировка и масштаб взаимосвязанных поселений также позволяют предположить, что народ касарабе в северной Боливии создал социальный и общественный ландшафт, сравнимый с более привычными культурами Анд.
«Эти данные указывают на плотное население, созданные человеком ландшафты, центры с монументальной архитектурой и сложную иерархию поселений», начиная от небольших хуторов и заканчивая крупными центрами, пишет Фишер.
Это важно, поскольку иерархическое расположение урбанизированных поселений давно используется как археологическое сокращение для вывода о социальной сложности, поэтому эта недавно обнаруженная коллекция поселений предполагает «уровень социальной сложности, который до сих пор не часто ассоциировался с ранней Амазонией», — говорит Фишер.
«Принятие новой ортодоксии для майя происходило в течение десятилетий «медленно», но благодаря LIDAR это будет больше похоже на взрыв для Амазонии», — добавляет Фишер.
Однако с воздуха можно узнать лишь очень многое, поэтому, если места окажутся доступными, там еще могут быть найдены древние артефакты, которые позволят узнать больше подробностей о рационе питания, образе жизни и культурных традициях этих сельскохозяйственных обществ.
Однако быстрые экологические изменения угрожают этим легко разрушаемым земляным руинам, поэтому нельзя терять времени на документирование того, что осталось от культуры Касарабе, «пока археология не исчезла навсегда», — пишет Фишер.
Установление прочных партнерских отношений с местными коренными народами также будет жизненно важным для решения вопросов суверенитета, доступа и конфиденциальности данных, отмечает Фишер, а также для воссоздания более полной и богатой картины древних амазонских обществ.
Исследование было опубликовано в журнале Nature.
Оригинал earth-chronicles.ru