Сегодня красная дорожка ассоциируется с VIP-персонами, высокопоставленными лицами, главами государств, знаменитостями, кинофестивалями.
Она вызывает в воображении вспышки света фотокамер и папарацци, блестящие платья и макияж, изысканные костюмы и наряды, важные сановники, приземляющиеся на больших самолетах и машущие толпе.
Это очень современное представление о том, что символизирует красная дорожка. Менее известно, что первое упоминание красной дорожки в популярной культуре относится к Древней Греции, более 2 000 лет назад.
«Агамемнон» Эсхила — смертность и божественность
Более конкретно, эта ссылка впервые встречается 2 500 лет назад в греческом эпосе, приписываемом отцу трагедии Эсхилу и его истории «Агамемнон», первой из трех пьес, которые в совокупности создают «Орестею». В этом эпосе 458 года до н.э. мстительная царица царя Агамемнона Клитемнестра готовится к торжественному возвращению своего мужа после победы в Троянской войне. Клитемнестра говорит о том, что «пол из пунцовых парчей расстелит / Для царского пути».
Это не только первое упоминание о пунцовом ковре, но и первый намек на разницу между людьми, которых считают «смертными», и теми, кто должен быть возведен на пьедестал. Даже в ходе повествования главный герой Эсхила отвечает: «Я смертный, человек; я не могу топтать эти тонированные великолепие без страха, брошенного на моем пути».
Важно отметить, что Клитемнестра стремилась отомстить своему мужу по двум причинам: во-первых, потому что он возвращался со своей новой наложницей Кассандрой, а во-вторых, из-за роли Агамемнона в смерти их дочери Ифигении десятилетием ранее.
«Агамемнон уезжает воевать (в Троянской войне) и оставляет свою жену Клитемнестру дома», — объяснила Эми Хендерсон, заслуженный историк Национальной портретной галереи в Вашингтоне, в репортаже CNN в 2019 году. «Он уезжает надолго, и они оба находят себе других. Когда он возвращается, он влюблен в Кассандру и приводит наложницу с собой домой».
Агамемнон был прав, что осторожничал, но в конце концов он сдался и пошел по киноварному ковру, хотя и без сандалий. Ковер привел его во дворец, где он был заколот Клитемнестрой в ванне. Поговорим о предчувствиях! «Она раскатывает пунцовый ковер, чтобы убедить его идти на смерть», — добавил Хендерсон. По разным данным, Клитемнестра либо убила Агамемнона в ванной, либо он был убит ее любовником. Она также убивает Кассандру. «Это не очень красивая история».
Такие ученые, как Жанна Гутьеррес, старший научный сотрудник по истории женщин в Нью-Йоркском историческом обществе, говорят, что ассоциация с красным цветом в Древней Греции была связана с божественностью и богами. «Он не решался наступить на нее, потому что красный цвет в Древней Греции считался божественным», — сказала Гутьеррес в интервью TIME в 2019 году. Возможно, сам оттенок был важнее, чем красная дорожка.
Ренессанс и промышленная революция
Как ни странно, в истории очень, очень мало зафиксированных случаев использования красного ковра и его использования после этого момента, вплоть до современной истории. Есть несколько непроверенных и единичных случаев использования красного ковра элитой в эпоху Возрождения (приблизительно между 14 и 16 веками) в Западной Европе. В то же время, нет достаточного количества подтверждающих историографических данных, которые указывали бы на использование ковра в качестве символа власти или статуса.
В самом искусстве эпохи Возрождения часто использовались красные ковры и коврики, восточного происхождения, с замысловатыми узорами. Как правило, они появлялись на картинах божеств, святых и королевских особ, что, по мнению некоторых историков, объясняется дороговизной алого красителя. Этот краситель был самым сложным в изготовлении и самым дорогим — его получали из насекомого кохинеи, обитающего в Северной и Южной Америке. Ацтеки и майя часто использовали этот краситель и технику окрашивания тканей.
К XVII веку он стал популярным и высоко ценимым товаром. Цена на красный краситель начала снижаться в 16 веке после завоевания Испанией Латинской Америки. Как и в случае с кофе, табаком и некоторыми другими товарами, испанцы захватили эту страну и превратили ее в прибыльную торговлю. Это побудило других западноевропейских колониальных конкурентов выйти на рынок, которые начали производить самок насекомых кохинеи, чтобы продавать краситель.
Однако промышленная революция сделала краситель повсеместно доступным, а к концу 1700-х годов появился синтетический краситель. То, что ассоциировалось с элитой, теперь было доступно в массовом количестве для более бедных слоев западного общества.
Современный блеск и гламур: Традиция красной ковровой дорожки
В период после экспорта алого, кохиновый краситель стал популярным, символика с королевской властью и элитой продолжала иметь высокий статус. Следующий зафиксированный в народе случай появления красной ковровой дорожки произойдет в начале 19 века в Соединенных Штатах. В 1821 году возникла новая ассоциация с красной дорожкой и транспортом, когда Джеймс Монро, пятый президент США, сошел с речного судна в Южной Каролине в знак церемонии. Прямо от Проспект-Хилл (сегодня он называется Аркадия) к реке была расстелена красная дорожка.
Современная ассоциация началась чуть более века назад, и она тоже связана с транспортом и социальным статусом. Это был культовый экспресс «Лимитед» 20-го века на Нью-Йоркской центральной железной дороге, курсировавший с 1902 по 1967 год и доставлявший людей из Нью-Йорка в Чикаго гораздо быстрее, чем когда-либо прежде. На Центральном вокзале для людей, садившихся в поезд, расстилали красную ковровую дорожку, что положило начало так называемому «красному ковру».
В 1922 году концепция отправилась на запад на премьеру фильма «Робин Гуд» в Египетском театре в Калифорнии, что стало первой (и теперь уже вековой) связью с Голливудом. На премьеру прибыл первый король Голливуда Дуглас Фэрбенкс. В 1961 году церемония вручения премии «Оскар» переняла эту традицию и транслировалась по телевидению. Однако последний кусочек головоломки был сделан в 1964 году, когда и церемония, и традиция стали транслироваться по цветному телевидению, превратившись в массовое явление.
Только в 1990-х годах идея слияния Голливуда и моды стала синонимичным понятием. Эта эпоха породила знаменитых дизайнеров и визажистов, особенно для женщин, подверженных пристальному вниманию непрощающего взгляда публики. Типы тела, стили макияжа, прически, ткани, вплоть до обуви, которые носили на красных дорожках, стали частью массового общественного сознания и вкуса.
«Интересно, что красная дорожка стала синонимом кинозвезд, которые в некотором смысле стали королевскими особами сегодняшнего дня», — сказал в интервью BBC Culture в 2016 году Соннет Стэнфилл, старший куратор Музея Виктории и Альберта. «Эволюция картинных домов во второй половине 20 века сделала их дворцами людей. Есть определенная синергия в том, что красная дорожка — которая традиционно приветствовала королевских особ — теперь приветствует королевских особ кино», — заключил он.
Оригинал earth-chronicles.ru