На протяжении нескольких столетий, начиная примерно с XIV века нашей эры, по всей Европе, особенно среди знати, королевских особ и элитных членов общества, распространялся странный недуг, известный как «стеклянный бред».
Страдающие стеклянной галлюцинацией считали, что их голова, руки, ягодицы или все тело сделаны из стекла и что им необходимо проявлять особую осторожность, чтобы не разбиться.
Карл VI (1368-1422) взошел на престол в 1380 году в возрасте около 11 лет, но самостоятельно править начал только в 1388 году. Поначалу он был многообещающим молодым монархом. Он провел реформы, направленные на обновление бюрократического аппарата и снижение уровня коррупции. Он также участвовал в папской политике.
Но в 1392 году Карл VI заболел и пережил, как считают историки, первый приступ шизофрении. Карл VI поверил, что он сделан из стекла и не может двигаться без специальной одежды. По сообщениям, он часами неподвижно сидел в комнате и двигался только с крайней осторожностью, чтобы не разбиться. Так продолжалось до конца его жизни. Будущий Папа Пий II писал о Карле VI:
«С каждым днем его болезнь становилась все хуже, пока он полностью не лишился рассудка. Иногда ему казалось, что он сделан из стекла, и он не позволял прикасаться к себе. В его одежду были вставлены железные прутья, и он всячески защищал себя, чтобы не упасть и не разбиться».
Мания стеклянного тела была удивительно широко распространена среди высших классов Европы позднего средневековья и раннего нового времени. Она была достаточно распространена, чтобы о ней упоминали несколько крупных врачей, ученых и философов, включая Рене Декарта.
Причина, по которой она была так широко распространена, загадочна. Не менее загадочно и то, почему она почти полностью исчезла после XIX века, за исключением нескольких малоизвестных случаев.
Многие философы и богословы того времени считали человеческое тело хрупким, временным сосудом для души, который вскоре будет выброшен для нового воскресшего тела или состояния чистого нетелесного существования.
Эта ассоциация хрупкости человеческого тела и стекла, возможно, придала этой мании некую психологическую достоверность в сознании европейцев раннего Нового времени. Страдающие от стеклянного бреда, возможно, остро осознавали свою хрупкость и искали способ справиться с ней.
Оригинал earth-chronicles.ru