Используемый во всем мире гербицид усложняет для шмелей, живущих в ульях, сохранение тепла, достаточного для инкубации личинок, согласно новым исследованиям.
Шмели (Bombus terrestris) сталкиваются с нехваткой пищи из-за потери среды обитания и повсеместного распространения монокультур сельскохозяйственных культур. Как и медоносные пчелы, они питаются нектаром, собранным с растений, и накапливают его в гнезде. Они также собирают нектар и пыльцу для кормления своих птенцов.
Шмели уникальны своей способностью поддерживать коллективный «термостат», чтобы сохранять тепло там, где другие пчелы не могут; они делают это, регулируя температуру собственного тела и тепла колонии с помощью «дрожи».
Это делает их важными опылителями в прохладных районах, а также необходимо для развития личинок, которые могут достичь взрослого состояния только в том случае, если их расплод содержится при температуре от 25 до 35°C.
Когда пища в дефиците, колония охлаждается, и развитие личинок может пострадать. Но новое исследование, опубликованное в журнале Science, показало, что истощение ресурсов — не единственное, что нарушает инкубацию пчел.
Глифосат используется фермерами и садоводами для уничтожения сорняков и регулирования урожая. Этот химикат ингибирует фермент, присутствующий только в растениях, грибах и некоторых бактериях, поэтому долгое время считалось, что он безвреден для пчел.
Однако это исследование — последнее из многих недавних сообщений о нелетальном — но, несомненно, вредном — воздействии глифосата на пчел.
Чтобы получить четкое представление о том, как этот химикат влияет на шмелей, исследователи из Университета Констанца содержали в лаборатории 15 колоний шмелей.
Каждая колония была разделена на две части проволочной сеткой, с равным количеством рабочих пчел на каждой стороне. На одной стороне рабочим давали обычную сахарную воду и пыльцу. Другую сторону кормили тем же самым, только в сахарную воду добавляли 5 мг/л глифосата.
Рабочие могли видеть и касаться друг друга через сетку, но поскольку шмели не обмениваются жидкой пищей, как медоносные пчелы, перекрестное загрязнение не вызывало опасений.
Чтобы избежать предвзятости, исследователям, кормившим пчел, не говорили, с какой стороны колонии давали жидкость с гербицидом, пока не были собраны все данные.
Прежде всего, они хотели выяснить, повлияет ли воздействие глифосата на отдельных пчел.
Они изолировали рабочих с обеих сторон каждой колонии и дали каждой пчеле «куклу расплода»: имитацию личинки, покрытую воском из предыдущего расплода, за которой пчелы ухаживают, как за настоящей.
Независимо от того, чем кормили пчел — глифосатом или обычной сахарной водой, они ухаживали за своей куклой, и хотя отдельные пчелы, подвергшиеся воздействию гербицида, были немного более медлительны в выполнении своих обязанностей по инкубации, результаты этого эксперимента оказались статистически слабыми.
Но, конечно, как социальные животные, пчелы нуждаются в наблюдении за колонией, чтобы увидеть все последствия любого стресса. Поэтому ученые продолжили изучение тепловой способности «на уровне колонии» — именно здесь они обнаружили значительные различия.
С каждой стороны колонии исследователи регистрировали температурные данные в двух секциях расплода: одна с куколками, другая с личинками.
Через 30 дней после того, как колонии были разделены и половина каждой из них была посажена на диету из сахарной воды, подкрашенной глифосатом, ученые ограничили пищевые ресурсы и начали измерять изменения температуры расплода с обеих сторон гнезд.
«Когда колонии не беспокоили и хорошо кормили», — пишут авторы, — «не было обнаружено никакой разницы в средней температуре гнезда между двумя сторонами колонии».
«Однако, когда колонии испытывали ограничение ресурсов, последствия воздействия глифосата становились очевидными.»
Когда запасы пищи были сокращены, гнезда, не подвергшиеся воздействию глифосата, охладились, но не ниже оптимального диапазона для развития личинок.
Но на другой стороне сетки, где такое же ограничение ресурсов было сопряжено с воздействием глифосата, температура падала гораздо быстрее, в конечном итоге опустившись ниже оптимального диапазона для роста молодых шмелей.
В дикой природе это явление может снизить темпы размножения в периоды нехватки пищи и способствовать дальнейшему сокращению численности шмелей во всем мире.
Поскольку шмели являются важными опылителями и в лабораторных исследованиях считаются суррогатами того, как могут пострадать другие виды диких пчел, результаты этого исследования одновременно и озаряют, и настораживают.
Пока неясно, почему именно глифосат повлиял на шмелей, но, основываясь на предыдущих исследованиях, ученые предполагают, что это может быть связано с воздействием глифосата на микробиом пчел.
Независимо от того, что лежит в основе химического воздействия, исследование вызывает опасения по поводу «тонкого, несмертельного» воздействия гербицида, который раньше считался безвредным.
Данное исследование было опубликовано в журнале Science.
Оригинал earth-chronicles.ru