Поскольку психиатрия, использующая медицинские и биологические методы для лечения психических расстройств, в значительной степени обошла психотерапию, которая опирается на небиологические подходы, такие как беседа и консультирование, психотерапевты ищут альтернативные задачи.
Один из распространенных подходов заключается в том, чтобы сосредоточиться на повышении уровня счастья психически здоровых людей, а не на облегчении душевной боли и травм тех, кто страдает.
Этот подход известен как «позитивная психология», и в последнее время он распространился не только на психологов, но и на социальных работников, лайф-коучей и терапевтов нового времени. Однако есть свидетельства того, что у этого подхода есть и негативная сторона.
Пожалуй, самый распространенный совет позитивных психологов заключается в том, что мы должны наслаждаться сегодняшним днем и жить моментом. Это помогает нам быть более позитивными и избегать трех самых печально известных эмоциональных состояний, которые я называю RAW-эмоциями: сожаление, гнев и беспокойство.
В конечном итоге это означает, что мы не должны слишком сильно концентрироваться на сожалениях и гневе по поводу прошлого или беспокойстве о будущем.
Это звучит как простая задача. Но человеческая психология эволюционно заточена на то, чтобы жить прошлым и будущим. У других видов животных есть инстинкты и рефлексы, которые помогают им выжить, но выживание человека во многом зависит от обучения и планирования. Вы не можете учиться, не живя прошлым, и не можете планировать, не живя будущим.
Например, сожаление, которое может заставить нас страдать, размышляя о прошлом, является незаменимым психическим механизмом, позволяющим учиться на собственных ошибках, чтобы избежать их повторения.
Беспокойство о будущем также необходимо для того, чтобы побудить нас сделать что-то, что несколько неприятно сегодня, но может принести выгоду или избавить нас от больших потерь в будущем. Если бы мы совсем не беспокоились о будущем, мы могли бы даже не утруждать себя получением образования, заботой о своем здоровье или хранением продуктов.
Как и сожаление и беспокойство, гнев является инструментальной эмоцией, что я и мои соавторы показали в нескольких исследовательских работах. Он защищает нас от жестокого обращения со стороны других людей и мотивирует окружающих уважать наши интересы.
Исследования даже показали, что определенная степень гнева в переговорах может быть полезной, приводя к лучшим результатам.
Более того, исследования показали, что негативное настроение в целом может быть весьма полезным — оно делает нас менее доверчивыми и более скептичными. Исследования показали, что 80 процентов людей имеют склонность к оптимизму, что означает, что мы больше учимся на позитивном опыте, чем на негативном.
Это может привести к принятию непродуманных решений, например, вложить все свои средства в проект, имеющий мало шансов на успех. Так действительно ли нам нужно быть еще более оптимистичными?
Например, оптимистическое предубеждение связано с чрезмерной самоуверенностью — убежденностью в том, что мы лучше других разбираемся во многих вещах, от вождения автомобиля до грамматики.
Излишняя самоуверенность может стать проблемой в отношениях (где немного смирения может спасти положение). Она также может заставить нас не подготовиться должным образом к выполнению сложной задачи — и обвинить других, когда мы в конечном итоге потерпим неудачу.
Защитный пессимизм, с другой стороны, может помочь тревожным людям, в частности, подготовиться, установив разумно низкую планку вместо паники, что облегчает спокойное преодоление препятствий.
Несмотря на это, позитивная психология оставила свой след в формировании политики на национальном и международном уровне.
Одним из ее вкладов стало то, что она вызвала дебаты среди экономистов о том, следует ли измерять процветание страны только ростом и ВВП, или же следует принять более общий подход к благосостоянию.
Это привело к ошибочному предположению, что счастье можно измерить, просто спросив людей, счастливы они или нет. Именно так строится индекс счастья ООН, который представляет собой нелепый рейтинг стран по уровню их счастья.
Хотя опросники о счастье что-то измеряют, это не счастье как таковое, а скорее готовность людей признать, что жизнь часто бывает трудной, или, наоборот, их склонность высокомерно хвастаться тем, что у них всегда получается лучше, чем у других.
Чрезмерное внимание позитивной психологии к счастью и ее утверждение, что мы полностью контролируем его, пагубно и в других отношениях.
В недавно вышедшей книге «Happycracy» автор Эдгар Кабанас утверждает, что это утверждение цинично используется корпорациями и политиками для того, чтобы переложить ответственность за все, начиная от легкой неудовлетворенности жизнью и заканчивая клинической депрессией, с экономических и общественных организаций на самих страдающих людей.
В конце концов, если мы полностью контролируем свое счастье, как мы можем винить в своем несчастье безработицу, неравенство или бедность? Но правда в том, что мы не полностью контролируем свое счастье, а общественные структуры часто могут создавать трудности, бедность, стресс и несправедливость — то, что формирует наши чувства.
Верить в то, что вы можете просто думать о себе лучше, концентрируясь на положительных эмоциях, когда вы находитесь в финансовой опасности или пережили серьезную травму, по меньшей мере, наивно.
Хотя я не считаю позитивную психологию заговором капиталистических компаний, я верю, что мы не можем полностью контролировать свое счастье, и что стремление к нему может сделать людей скорее несчастными, чем счастливыми.
Наставление человеку быть счастливым мало чем отличается от просьбы не думать о розовом слоне — в обоих случаях его мысли могут легко пойти в противоположном направлении. В первом случае невозможность выполнить цель стать счастливым приводит к значительному разочарованию и самобичеванию.
И тогда возникает вопрос, действительно ли счастье является самой важной ценностью в жизни. Является ли оно вообще чем-то стабильным, что может длиться долгое время?
Ответ на эти вопросы дал более ста лет назад американский философ Ральф Уолдо Эмерсон: «Цель жизни не в том, чтобы быть счастливым. Она заключается в том, чтобы быть полезным, быть благородным, быть сострадательным, чтобы это имело какое-то значение, что вы прожили жизнь и прожили ее хорошо»
Эяль Винтер, профессор поведенческой/промышленной экономики Эндрюса и Элизабет Бруннер, Ланкастерский университет.
Оригинал earth-chronicles.ru