В 2018 году археологи сделали ошеломляющее открытие в заповеднике Свага-Свага в центральной Танзании: 52 скальных убежища, намеренно расписанных наскальными рисунками. Выветривание в основном уничтожило все, кроме нескольких; но из тех, что сохранились, одно было абсолютной загадкой.
Это место, названное Амак’хи 4, было искусно расписано фризом фигуративного искусства — в том числе тремя загадочными антропоморфными фигурами с чрезвычайно большими головами.
Amak’hee 4 трудно датировать, но в 2021 году Гжельчик смог определить, что ей по крайней мере несколько сотен лет. Оно почти полностью окрашено красным пигментом, за исключением пяти фигур белого цвета.
Выветривание этого пигмента и отсутствие домашних животных позволяет предположить, что это довольно древняя картина, относящаяся ко времени существования в регионе обществ охотников-собирателей.
На панно изображены животные, похожие на диких животных, эландов, буйволов и даже жирафов, а также несколько человекоподобных фигур с большими головами. Но одна группа выделяется.
В культуре народа сандаве, который является потомком тех, кто раньше населял этот регион, нет мотивов буйвологоловых людей или людей, которые могут превращаться в буйволов (или наоборот), поэтому на изображениях может быть изображено что-то другое.
Чем бы они ни были, странные фигуры не лишены прецедентов. Неподалеку от Амак’хи 4, в регионе Кондоа в центральной Танзании, два наскальных рисунка-убежища, в частности, имеют сильное сходство с этой троицей.
На стоянке Коло В2 три фигуры изображены стоящими вместе. В Коло В1 три фигуры изображены горизонтально и лежат на земле.
На всех трех объектах изображены похожие фигуры с большими головами, хотя на фигурах из Коло присутствует полосатый мотив, интерпретируемый как головной убор. (Другие фигурки из Кондоа интерпретируются как фигурки с замысловатыми прическами).
Во всех трех местах фигуры соединены линией через середину. И все три имеют схожее расположение и направление рук и кистей.
В Амак’хи 4 есть несколько важных отличий. Головы, похоже, заполнены сплошным цветом, и они кажутся гораздо более важными для происходящего вокруг них.
«Фигуры из Amak’hee 4 заметно крупнее, чем в Kolo, и делают этот основной мотив центральным фокусом, вокруг которого, кажется, происходит все остальное повествование. В отличие от этого, изображения в Коло являются изолированными изображениями, не имеющими четкой связи с остальными картинами», — пишет Гжельчик.
В Кондоа некоторые места наскальных рисунков до сих пор используются сандаве для различных ритуальных действий. Новые задокументированные места также известны местному населению, поэтому не исключено, что они смогут пролить свет на значение загадочных фигур.
Тем временем археологи продолжат работу по документированию этих мест, чтобы их можно было добавить к опубликованным записям.
Работа опубликована в журнале Antiquity.
Оригинал earth-chronicles.ru