На территории, где сейчас проходят границы Колорадо, Юты, Аризоны и Нью-Мексико, в течение 800 лет процветали, а затем разрушались древние общества пуэбло.
Каждый раз, когда они восстанавливались, их культура трансформировалась. Эти изменения в истории можно увидеть в их керамике и невероятных каменных и земляных жилищах, которые они создавали. В течение 300 из этих лет некоторые народы пуэбло, которые также использовали чернильные татуировки, управлялись матрилинейной династией.
Как и в случае с крахом других древних цивилизаций, социальный коллапс предков пуэбло совпал с периодами изменения климата — но земледельцы пуэбло часто упорствовали во время засух, что позволяет предположить, что в их крахе было нечто большее, чем просто экологические условия.
Поэтому в прошлом году археологи обратили более пристальное внимание на то, что происходило в этих обществах до 1400 года н.э., предшествовавших периодам потрясений. Используя анализ древесных колец для строительства зданий, исследователи смогли построить временной ряд производительности обществ Пуэбло.
Пиковые периоды строительства были приурочены к хорошим сезонам выращивания кукурузы, хотя в среднем эти периоды не были более благоприятными для выращивания кукурузы, чем периоды затишья в строительстве.
Недавнее исследование показало, что, хотя общества часто довольно быстро восстанавливались после затишья в строительстве, наблюдались явные замедления в восстановлении, которые совпадали с ростом насилия.
Подобное системное замедление можно наблюдать в других региональных коллапсах древних обществ, таких как неолитические европейцы, которые не были связаны с изменением климата. Это также характерно для таких сложных систем, как тропические дождевые леса и человеческий мозг.
«Эти предупреждающие сигналы оказываются поразительно универсальными», — говорит ученый по проблемам сложности из Вагенингенского университета Мартен Шеффер. «Они основаны на том, что замедление восстановления после небольших возмущений сигнализирует о потере устойчивости».
Шеффер и его коллеги подозревают, что медленно накапливающаяся социальная напряженность — например, неравенство в благосостоянии, расовая несправедливость и общие беспорядки — подтачивала сплоченность общества, пока все, что требовалось, это еще немного давления со стороны очередной засухи, чтобы опрокинуть их через край. Это, по-видимому, произошло с народами пуэбло в 700, 900 и 1140 годах нашей эры.
Однако в конце 1200-х годов сочетание засухи и внешних конфликтов побудило предков пуэбло окончательно покинуть регион.
«Сплоченные общества часто могут найти способы преодоления климатических проблем», — объяснил археолог Тим Колер из Университета штата Вашингтон в 2021 году.
«Но общества, которые раздираются внутренней социальной динамикой любого рода — это могут быть различия в благосостоянии, расовое неравенство или другие разногласия — являются хрупкими из-за этих факторов. Тогда климатические проблемы легко могут стать очень серьезными».
Древние народы пуэбло действительно нашли способ процветать в других местах, возможно, кардинально изменив свою культуру, и сегодня их потомки живут на племенных землях, окружающих пустые места, которые когда-то были центром мира пуэбло. Их история служит нам важным предупреждением.
«Сегодня мы сталкиваемся с многочисленными социальными проблемами, включая растущее неравенство богатства, а также глубокие политические и расовые разногласия, в то время как изменение климата больше не является теоретическим», — сказал Колер. «Если мы не будем готовы встретить вызовы меняющегося климата как сплоченное общество, нас ждут реальные проблемы».
Если мы хотим избежать повторения истории, нам лучше быть внимательными».
Их исследование было опубликовано в журнале PNAS.
Оригинал earth-chronicles.ru