Недавно открытое растение, недавно открытая оса и развивающаяся личинка мухи были обнаружены в янтаре в ловушке, в изысканно сохраненном моменте доисторической экологии.
Если образ насекомого, запертого в янтаре, кажется вам знакомым, вы должны поблагодарить Джорджа Пойнара-младшего — энтомолога, сделавшего это открытие. Его ранняя работа по извлечению ДНК насекомых из доминиканского янтаря непосредственно вдохновила на создание фильма «Парк Юрского периода».
Его последнее исследование — это первая ископаемая находка растения рода Plukenetia, а также первая находка этого рода растений на карибском острове Испаньола.
«Ископаемые цветы представителей этого семейства встречаются довольно редко», — говорит Пойнар. «Я смог найти только одно ранее известное ископаемое, из осадочных отложений в Теннесси».
Знаменитый доминиканский янтарь представляет собой окаменевшую форму смолы вымершего дерева Hymenaea protera, которое, по мнению ученых, когда-то росло в экосистеме влажного тропического леса, судя по разнообразию форм жизни, заключенных в его смоле.
Этот конкретный образец был добыт в горном массиве Кордильера Септентриональ.
О возрасте доминиканских янтарных окаменелостей ведутся споры, причем противоречивые теории основаны на микроорганизмах, используемых для датировки образцов.
Одни говорят, что присутствие фораминифер — одноклеточных протистов, которых иногда называют «бронированными амебами», — указывает на то, что янтарь образовался примерно 20-15 миллионов лет назад.
Другие предлагают дату 45-30 миллионов лет назад, основываясь на присутствии кокколитов — пластинок карбоната кальция, образованных одноклеточным фитопланктоном под названием кокколитофоры.
Пойнар отмечает, что все усложняется тем, что янтарь был разнесен и переотложен в турбулентных отложениях, которые позже затвердели в породу. Более того, похожие образцы янтаря, обнаруженные в Пуэрто-Рико и на Ямайке, датируются соответственно олигоценом (33,9-23 миллиона лет назад) и маастрихтом-палеоценом (72,1-66 миллионов лет назад).
По его оценкам, возраст этого образца составляет 30 миллионов лет.
Окаменелость открывает не только новый вид растений, но и целый экологический микрокосм, который, по мнению Пойнара, может включать опыление, хищничество и даже паразитизм.
Современные представители рода Euphorbia (живые родственники ископаемого растения) действительно опыляются маленькими осами, так что вполне возможно, что эта оса играла аналогичную экологическую роль.
Ископаемая оса — Hambletonia dominicana, обнаруженная и названная Пойнаром в 2020 году, — является энциртидной осой, группой паразитов, известных тем, что откладывают свое потомство вместе с яйцами или личинками более мелких насекомых, которые становятся пищей для развивающихся молодых ос.
Используя снимки высокого разрешения, Пойнар заметил крошечную личинку галловой мошки (Cecidomyiidae) внутри одного из развивающихся семян цветка и повреждения капсулы завязи, в которой обитает мошка.
Он считает, что оса могла быть привлечена к зараженному цветку, чтобы отложить яйцо, которое после вылупления вскоре паразитировало бы на личинке галловой мошки.
Конечно, коварный замысел осы был прерван, когда сгусток липкой смолы резко заморозил все три организма в той картине, в которой они застряли на миллионы лет.
Пуанар был настолько захвачен красотой этого окаменелого момента, что сравнил их внешний вид с направлениями искусства 20-го века: «элегантные изгибы» и «длинные линии» цветка напомнили ему стиль модерн, а «танцующие», «декоративные» формы и «острые углы» осы — дизайн ар-деко.
«В зависимости от интересов, происхождения и текущего окружения, у каждого свой способ интерпретации визуальных образов в мире природы», — сказал Пуанар.
«Организм можно описать, дать ему научное название, а затем отложить в таксономической иерархии».
Исследования окаменелостей часто фокусируются на отдельных организмах и их месте на временной шкале древа жизни, возможно, потому, что редко можно встретить полные образцы, не говоря уже о таком четком указании на многовидовое взаимодействие.
«Во многих случаях не связанные между собой организмы оказываются вместе в янтаре просто по воле случая», — говорит Пойнар.
«Но мне кажется, что в данном случае оса была привлечена к цветку либо для получения нектара, либо в попытках отложить яйцо на капсулу, содержащую личинку мухи».
Работа была опубликована в журнале Historical Biology.
Оригинал earth-chronicles.ru