Результаты нового масштабного исследования показывают, что депрессия — это не дисбаланс серотонина

Для миллионов людей во всем мире спасение от долгих периодов мрачных мыслей и гнетущих чувств приходит в виде таблеток, каждая доза которых делает все возможное, чтобы баланс скромного нейромедиатора под названием серотонин оставался под относительным контролем.

Несмотря на их популярность в качестве лечения расстройств настроения, большая часть механизмов действия антидепрессантов — это полный «черный ящик». Мы можем только догадываться о том, как они работают при лечении плохого настроения.

Еще более шокирующим является то, что эти догадки могут быть совершенно неверными, ставя под вопрос, действительно ли депрессия вызвана значительным снижением уровня серотонина.

Новый зонтичный обзор прошлых мета-исследований и систематических анализов связи депрессии с уровнем серотонина пришел к выводу, что просто нет достаточных доказательств, подтверждающих связь между этими двумя переменными.

Это не обязательно означает, что лечение серотонином не работает по какому-то другому механизму, который мы пока не понимаем. И никому не следует отказываться от лекарств, не посоветовавшись с врачом. Но поскольку так много людей полагаются на эти препараты, важно выяснить, что происходит на самом деле.

«Всегда трудно доказать отрицательный результат», — говорит ведущий автор исследования Джоанна Монкрифф, психиатр из Университетского колледжа Лондона.

«Но я думаю, мы можем с уверенностью сказать, что после огромного количества исследований, проведенных в течение нескольких десятилетий, нет убедительных доказательств того, что депрессия вызвана аномалиями серотонина, в частности, снижением его уровня или уменьшением его активности».

Истоки предположений о том, что расстройства настроения возникают из-за химического дисбаланса в мозге, можно проследить еще дальше, до середины 20-го века, когда было выдвинуто предположение, что у людей с депрессией нарушается работа моноаминового нейромедиатора под названием норадреналин.

Серотонин — другой известный моноамин — также рассматривался с подозрением, что привело к появлению моноаминовой гипотезы.

С появлением на рынке в 1980-х годах селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (SSRI) антидепрессантов, идея о том, что депрессия является относительно простым дефицитом какого-то неврологического «счастливого сока», стала популярной.

Популярность теории «химического дисбаланса» депрессии совпала с огромным ростом использования антидепрессантов», — говорит Монкрифф.

«С 1990-х годов количество рецептов на антидепрессанты резко возросло, и сейчас каждому шестому взрослому в Англии и двум процентам подростков выписывают антидепрессант в течение года».

Нетрудно понять, почему эта гипотеза так искренне принимается как факт. Это простая проблема с простым решением, которую можно выгодно продать.

Если отбросить маркетинговые и коммерческие выгоды, то примерно каждый пятый человек с депрессией, принимающий антидепрессанты, действительно испытывает облегчение симптомов.

Эта идея настолько укоренилась в нашей общественной психике, что около 80 процентов обывателей считают депрессию химическим дисбалансом.

Если вы относитесь к тем, кто слышит обо всем этом впервые, то гипотеза была на зыбкой почве практически с момента ее появления в 1990-х годах, когда исследование за исследованием не подтверждали эту идею.

Осознавая, что исследований может быть достаточно для поддержания гипотезы, Монкрифф и ее команда провели поиск в известных научных архивах, таких как PubMed и PsycINFO, используя термины, относящиеся к мета-анализу исследований депрессии и серотонина, исключая те, которые связаны с другими состояниями, такими как биполярное расстройство.

Независимые рецензенты оценивали качество исследований, используя общепринятые научные стандарты, а затем проводили окончательный расчет уровня достоверности каждого исследования.

Всего 17 исследований попали в список, в который вошли исследование генетической ассоциации, еще один зонтичный обзор и дюжина систематических обзоров и мета-анализов.

В целом, доказательства роли серотонина в развитии депрессии были в лучшем случае слабыми. Сравнение уровней серотонина (и продуктов его распада в крови) у людей с депрессией и без нее не выявило никаких различий. Не помогли и масштабные исследования, сравнивающие генетику серотонина и поддерживающих его белков.

Исследования, в которых рассматривалось непосредственно поведение рецепторов нейромедиатора и его транспортера, немного больше поддерживали роль серотонина, но, как правило, были непоследовательны в своих выводах, оставляя открытыми противоречивые объяснения.

Если внимательно посмотреть на людей, успешно принимающих антидепрессанты, то кажется, что у них может быть более низкий уровень серотонина. С другой стороны, этого можно ожидать со временем, когда организм компенсирует изменения в биохимии.

И что же это нам дает?

Подобные исследования служат хорошим напоминанием о том, что различия в функциях нашего организма редко можно свести к простому дефициту. Депрессия — это сложное состояние, потенциально возникающее из-за целого ряда факторов (лишь некоторые из которых мы, как люди, в значительной степени контролируем).

«Мы считаем, что пациентам не следует говорить, что депрессия вызвана низким уровнем серотонина или химическим дисбалансом, и не следует убеждать их в том, что антидепрессанты действуют, воздействуя на эти недоказанные нарушения», — говорит Монкрифф.

Критики обзора отмечают, однако, что многие из включенных в него исследований не использовали прямых измерений активности серотонина в мозге, что стало возможным лишь недавно. Таким образом, необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, сколько из них — это плацебо, а сколько — еще какой-то странный клубок нейрохимии.

Это также означает, что нам необходимо провести честный разговор о том, насколько мы слепы к природе хронической депрессии, и о тех вопросах, которые остаются в отношении истинных затрат и преимуществ антидепрессантов.

Это исследование было опубликовано в журнале Molecular Psychiatry.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *