Что делали люди на Юконе 24 000 лет назад?

Ученые исследовали останки из пещер и считают, что эти убежища служили временными лагерями для охотников, которые охотились на лошадей.

Во время последнего ледникового периода шерстистые мамонты, бизоны, карибу и стада пушистых, коренастых лошадей бродили по похожим на тундру лугам Берингии — ныне затопленной суши, которая когда-то соединяла Сибирь с Аляской и Юконом, — поедая растительность и убегая от таких хищников, как степные львы, медведи и волки. В это время в Берингии жили и охотились и люди.

В пещерах Блюфиш, трех углублениях в отдаленном известняковом хребте на севере Юкона, археологи обнаружили одни из самых древних известных признаков обитания человека в Северной Америке. Сегодня эти пещеры позволяют ученым заглянуть в жизнь берингийских охотников, которые использовали их почти 24 000 лет назад.

Археологи долгое время спорили о том, как и когда люди появились на американском континенте. На протяжении 20-го века основной гипотезой была гипотеза о том, что люди племени Кловис первыми прошли на Аляску около 13 000 лет назад. Археологи, которые представляли более ранние даты появления людей, отвергались многими их коллегами, а места, которые они изучали, игнорировались.

Одним из археологов, чей труд жизни остался незамеченным, был Жак Синк-Марс, канадский археолог, работавший в Канадском историческом музее в Квебеке. В результате раскопок, проведенных им в 1977-1987 годах в пещерах Блюфиш, расположенных на территории первой народности Ван Тат Гвичин на северо-западе Юкона, Синк-Марс обнаружил доказательства того, что люди племени кловис не были первыми, кто пришел в Америку. Благодаря своим исследованиям он пришел к выводу, что охотники использовали это место около 24 000 лет назад. Но Синк-Марс, который умер в ноябре 2021 года, был встречен скептически, и его выводы подвергались сомнению в течение десятилетий.

Сегодня первая модель Кловис устарела среди большинства археологов, и более древние памятники широко признаны. Но приверженность некоторых археологов к этой гипотезе означает, что сейчас археологам предстоит наверстать упущенное.

Работа археолога Канзасского университета Лориан Буржон по изучению костей, найденных в пещерах Блюфиш, расширяет представление ученых о том, как жили люди 24 000 лет назад на территории современного Юкона. Бобби Эстабрук

<figcaption data-captions="["Работа археолога Канзасского университета Лориан Буржон по изучению костей, найденных в пещерах Блюфиш, расширяет представление ученых о том, как жили люди 24 000 лет назад на территории современного Юкона. Бобби Эстабрук"]» readability=»8″>

Работа археолога Канзасского университета Лориан Буржон по изучению костей, найденных в пещерах Блюфиш, расширяет представление ученых о том, как жили люди 24 000 лет назад на территории современного Юкона. Бобби Эстабрук

Одним из примеров такого постоянного исправления является работа, проводимая Лориан Буржон, французским археологом из Канзасского университета. Буржон потратила большую часть своей карьеры на повторное изучение и датирование коллекции пещер Блюфиш — которая включает небольшое количество инструментов и 36 000 костей животных — чтобы прояснить историю этого спорного места.

Ее исследования показали, например, что по крайней мере 15 костей из пещер Блюфиш были помечены людьми еще 23 500 лет назад. Она объясняет, что сделанные человеком надрезы глубокие и тонкие, с V-образным профилем, и обычно соответствуют стратегии разделывания скота. Например, самая древняя кость из коллекции Bluefish Caves, челюсть лошади возрастом 23 500 лет, имеет длинные, прямые разрезы на внутренней стороне, что соответствует усилиям по удалению мышц.

Уже подтвердив утверждения Синк-Марса о том, что люди пользовались пещерами Блюфиш так давно, Буржон изменила сферу своей работы: теперь она пытается выяснить, что они там делали.

Изучение коллекции пещер Блюфиш показало, что большинство костей принадлежат берингийским, или юконским, лошадям. Эти мохнатые животные были меньше современных лошадей и, скорее всего, бродили стадами с одним самцом и множеством самок. Берингийская лошадь вымерла около 14 000 лет назад, возможно, из-за давления человека и изменения климата, говорит она.

То, что большинство костей принадлежат здоровым взрослым лошадям, говорит Буржон, «типично для человеческой охоты» — в отличие от хищников, которые обычно нападают на уязвимых особей. В пещерах также необычно много тазовых и других тяжелых костей. Основываясь на этом, а также на малом количестве каменных орудий и отсутствии очага, Буржон и ее коллега Ариан Берк из Монреальского университета в Квебеке утверждают, что пещеры Блюфиш, скорее всего, использовались в качестве временного лагеря охотниками, охотившимися в основном на берингийских лошадей.

Карта Берингии

Карта Берингии

Эти охотники ледникового периода, объясняет Буржон, несли туши лошадей в пещеры для разделки. Они стратегически выбирали самые крупные кости, очищая их от мяса и костного мозга, и оставляли их, когда возвращались в жилые лагеря.

Брэндон Кийкавичик, исследователь наследия гвичинов Ван Тат, занимающийся переводом устных историй, говорит, что, исходя из его знаний о традиционной охоте и жизни его предков во время последнего ледникового периода, интерпретация Буржона о том, как использовались пещеры, «имеет большой смысл».

«Земля была совсем другой» в те времена, когда охотники использовали пещеры Блюфиш, объясняет Кикавичик. По его словам, в это время его предков мучили гигантские животные. Так было до тех пор, пока из океана не прибыл герой, известный ван-тат-гвич’ин как Ч’атаийуукии, который «сделал мир более гостеприимным для людей«, — объясняет Кикавичик. Ч’атаийуукии стал вождем и показал ван-татским гвичинам, как составлять карты звезд и предсказывать поведение животных. Затем, согласно одной из историй, Ч’атаийуукии воспарил вверх и превратился в созвездие.

«Наша история богата», — говорит Кикавичик. «Она насчитывает тысячи лет, [и] истории рассказываются с увлечением». Он отмечает, что гвичины Ван Тат всегда участвовали в археологических работах в регионе и, используя свои истории, могли бы помочь определить места для будущих раскопок.

Однако найти вещественные доказательства существования небольшой человеческой популяции, жившей в Берингии во время последнего ледникового периода, довольно сложно. Люди, скорее всего, вели кочевой образ жизни, а большая часть суши сейчас находится под водой. Хотя «человеческий сигнал очень слабый» в пещерах Блюфиш, говорит Буржон, очевидно, что люди были там несколько раз.

Новые исследования показывают, что пещеры Bluefish Caves в Юконе использовались не как жилище, а как рабочее место для переработки мяса. Пещера Голубой рыбы I, Юкон.

Новые исследования показывают, что пещеры Bluefish Caves в Юконе использовались не как жилище, а как рабочее место для переработки мяса. Пещера Голубой рыбы I, Юкон.

Буржон планирует провести дальнейшие раскопки в этом месте. Она также собирается подтвердить, что слои отложений в пещерах действительно расположены в хронологическом порядке, как предполагал Синк-Марс. «Если я смогу … определить относительный возраст каменных орудий, то пещеры Блюфиш могут быть более признаны научным сообществом», — говорит Буржон.

Том Диллехей, археолог из Университета Вандербильта в Теннесси, который не принимал участия в исследовании, говорит, что хотя в отношении пещер Блюфиш все еще остаются вопросы, доказательства человеческой деятельности «становятся все более убедительными».

Он хотел бы увидеть подтверждение того, что слои почвы в пещерах не были нарушены, а также дальнейшие раскопки в этом месте для получения неоспоримых доказательств присутствия человека. Хотя большинство пещер в той или иной степени были нарушены в результате естественных или человеческих причин, говорит Диллехей, он всегда считал, что некоторые участки почвы пещер Блюфиш выглядят относительно нетронутыми и что радиоуглеродные даты надежны.

Как и Синк-Марс, Диллехей столкнулся с противодействием археологов, поддерживающих первую гипотезу Кловис, в конце 1970-х годов, когда он представил даты из Монте-Верде, археологического памятника до Кловис в Чили. «Я был удивлен, насколько ожесточенной стала эта дискуссия», — говорит он. Даже сегодня, когда первая модель Кловис в значительной степени утратила свою популярность, все еще есть те, кто яростно защищает ее, добавляет он.

Диллехей вспоминает Синк-Марса как «искреннего и преданного ученого», который оставил после себя терпеливое наследие.

Буржон начала свои исследования в пещерах Блюфиш, полагая, что людей не было в Северной Америке во время последнего ледникового периода, но быстро поняла, что Синк-Марс был прав. Хотя она встречалась с ним всего несколько раз и хотела бы иметь больше возможностей поговорить с ним до его кончины, Буржон рада, что он дожил до того момента, когда ее усилия подтвердили его исследования.

«Я бы хотела знать его больше», — говорит Буржон. «Всегда приятно провести время с таким хорошим археологом, каким был он».

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *