Когда речь заходит о легендах, ни одна из них не является столь киношной, как легенда о Ассасинах (на персидском Ḥaššāšīn), которые в средние века вселяли страх в сердца лидеров стран Ближнего Востока.
Хасан-и Саббах, прозванный Стариком с горы по описанию Марко Поло, был лидером ордена низарийских исмаилитов в конце XI века. Это были знаменитые Ассасины, которые создали сеть горных крепостей и представляли угрозу для суннитской сельджукской власти в Персии.
Возможно, Ассасины больше всего прославились тем, как они избавлялись от своих противников — с помощью высококвалифицированных убийств. Фактически, считается, что слово «убийца» возникло благодаря Ассасинам.
Непростая история легендарных ассасинов
Хотя существует множество историй о ассасинах, довольно сложно отделить факты от вымысла. Во-первых, большая часть исторических свидетельств о ассасинах получена либо из европейских источников, либо от людей, враждебно относившихся к ним.
История ассасинов восходит к первоначальному расколу в исламе, который произошел в 632 году нашей эры. В то время мусульмане спорили о том, кто станет преемником пророка Мухаммеда в качестве их лидера, что вызвало раскол между шиитами и суннитами. Затем из шиитского ислама возникло государство исмаилитов Низари, когда очередная борьба за власть заставила последователей исмаилистского принца Низара бежать в горы Персии.
Радикальный исма’илитский миссионер по имени Хасан-и Саббах, бежавший из Каира за поддержку Низара, в итоге основал субсекту исма’илизма, известную как исма’илизм Низари. В поисках базы для миссионерской деятельности Хасан-и Саббах остановил свой выбор на замке Аламут на территории современного Ирана. Его расположение было идеальным, с высоты птичьего полета открывался вид на окружающую долину.
В результате кампании, длившейся около двух лет, в ходе которой были обращены в христианство жители близлежащих районов, Хасан-и Саббах сумел завоевать замок в 1090 году. Ученый и преданный своей религии, он запомнился тем, что знал Коран наизусть и распространял низаритский исмаилизм из своего нового базового лагеря в замке Аламут.
Затем он создал опорные пункты в горных районах Персии и Сирии, оснащенные сложной водной инфраструктурой и построенные так, чтобы выдерживать осады. Некоторые из их остатков можно посетить и сегодня, в том числе частично восстановленный замок Аламут или замок Ламбсар в горах Альбурз в Иране.
Хасан-и Саббах также известен тем, что создал военную группу из обученных бойцов федаинов (что в переводе с арабского означает «самопожертвование»), известную как Орден ассасинов или ассасин. Низарийские исмаили, сильно уступая в численности, были ненавистны как мусульманам-шиитам, так и мусульманам-суннитам, которые окружали их со всех сторон.
Ассасины стали известны своей смертоносной тактикой и религиозной преданностью, которые были выработаны в связи с их опасным положением.
Марко Поло и «одурманенные наркотиками» ассасины
Согласно истории, услышанной на Востоке итальянским путешественником Марко Поло, Хасан-и Саббах накачивал своих последователей гашишем, экстрактом растения конопли. Когда они приходили в себя, Хасан-и-Саббах заявлял, что только у него есть средства, позволяющие им вернуться в рай. Согласно этой версии событий, преданность федаинов подпитывалась наркотиками и заставляла их выполнять любую его волю.
Тем не менее, в этой истории есть некоторые проблемы. Например, использование гашиша могло быть ранним случаем фальшивых новостей или простого невежества. Из-за нехватки людей и ресурсов федаины разработали диверсионные партизанские стратегии, согласно которым они совершали точные убийства конкретных целей, врагов исмаилитов Низари.
Некоторые утверждают, что термин ассасин «хашшашин» произошел от уничижительного арабского слова, использовавшегося для обозначения потребителей гашиша — «хашишин».
«Историки считают, что западные наблюдатели, не понимавшие, почему низари сражаются партизанской тактикой, предполагали, что они находятся под действием какого-то наркотика, например, гашиша», — объясняет National Geographic.
Другие утверждают, что термин «гашиш» был впервые использован фатимидским халифом аль-Амиром в 1122 году в качестве уничижительной ссылки на сирийских низари. Вместо буквального значения того, что эти люди принимали наркотик гашиш, некоторые утверждают, что его следовало воспринимать фигурально, как способ обозначения «изгоев» или «сброда».
Этот термин был применен антиисма’илитскими историками к сирийским и персидским исма’илитам и в конечном итоге распространился по Европе через крестоносцев. Считается, что термин «ассасин» уходит корнями в слово «хашшашин».
Легенды о ассасинах
Ассасины запомнились своими убийствами, которые они совершали на протяжении почти 200 лет. Тем не менее, некоторые даже ставят под сомнение репутацию Ассасинов как хладнокровных убийц. Действительно, были люди, убитые Ассасинами средь бела дня, но их репутация опережала их, и какое-то время в их эпоху было принято возлагать вину за любое значительное политическое убийство на Ассасинов.
Возможно, одной из самых известных их жертв является Конрад Монферратский, фактический король Иерусалима в конце XII века. Легенда гласит, что Конрад был убит во время прогулки по двору города Тира со свитой почтенных рыцарей. Два Ассасина, переодетые в христианских монахов, подошли к центру двора и дважды ударили Конрада ножом, убив его. Хотя неизвестно, кто нанял этих Ассасинов, обычно утверждается, что за это ответственны Ричард Львиное Сердце и Генрих Шампанский.
Использование психологической войны ассасинами
Что еще более впечатляет, чем смелость ассасинов, так это, пожалуй, их эффективное использование психологической войны. Вселяя страх в своих врагов, они добивались их покорности, не рискуя собственной жизнью. Великий мусульманский лидер Саладин, например, пережил два покушения ассасинов, после которых у него осталась паранойя и страх за свою жизнь.
Одна история утверждает, что однажды ночью во время завоевания Масьяфа в Сирии Саладин проснулся и увидел, что кто-то выходит из его палатки. Рядом со своей постелью он обнаружил горячие лепешки в форме, характерной для ассасинов, а также записку, приколотую отравленным кинжалом. В записке содержалась угроза, что его убьют, если он не отступит. Излишне говорить, что Саладин решил заключить перемирие с ассасинами.
Несмотря на свою известность и мастерство, ассасины были стерты с лица земли монголами, вторгшимися в Хорезм. В 1256 году оплот ассасинов в Аламуте, некогда считавшийся неприступным, пал под ударами монголов. Хотя ассасинам удалось вновь захватить и удерживать Аламут в течение нескольких месяцев, они были окончательно разбиты в 1275 году.
С точки зрения историка, монгольское завоевание Аламута является весьма значительным событием. К сожалению, не сохранилось источников, рассказывающих об этой истории с точки зрения ассасинов, и в результате осталось лишь несколько романтизированное представление об ордене ассасинов.
Оригинал earth-chronicles.ru