В Канаде обнаружили хорошо сохранившуюся мумию шерстистого мамонта возрастом примерно 30 тысяч лет, пишет Smithsonian. Старейшины местного племени Тр’ондек Хвечин назвали животное Нун чо га, что означает «большой детеныш».
Это превратившееся в мумию существо помогает устранить разлад между представителями общины Тр’ондек Хвечин и теми горняками и учеными, которые пришли на их земли
Дайан Селькирк (Diane Selkirk)
Одним пасмурным июньским утром Трэвис Мадри (Travis Mudry), шахтер, работающий на золотых приисках Клондайка на территории канадского Юкона, наткнулся на стену вечной мерзлоты. Чтобы добраться до залежей золота, скрытых в руслах рек, шахтерам необходимо расчистить толстый слой промерзшей почвы – этот процесс называется россыпной золотодобычей.
Внезапно от стены отвалился большой кусок мерзлой земли. И помимо земли в этом куске оказалось нечто странное, а именно темные, блестящие останки животного с короткими ногами. Подозревая, что он нашел останки древнего детеныша буйвола, Мадри начал внимательно разглядывать существо, в том числе его кожу, мех и хвост. А потом он увидел хобот.
Мадри позвонил своему боссу Брайану Маккоэну (Brian McCaughan) – генеральному менеджеру и главному операционному директору семейной золотодобывающей компании Treadstone Equipment. Бросив беглый взгляд на детеныша, который сохранился настолько хорошо, что казалось, будто он умер совсем недавно, Маккоэн немедленно отдал приказ прекратить все работы. Он сделал несколько фотографий находки и обратился к экспертам.
Спустя полчаса Грант Зазула (Grant Zazula), палеонтолог, работающий при правительстве Юкона, открыл присланную ему фотографию детеныша шерстистого мамонта – самого хорошо сохранившегося из всех останков, найденных в Северной Америке к настоящему времени. «Она прекрасна. Это одно из самых восхитительных мумифицированных животных Ледникового периода, найденных в мире к настоящему моменту», – сказал Зазула.
Но имелась одна проблема: это было 21 июня, Национальный день коренных народов – официальный праздник на Юконе. А Зазула находился в Уайтхорсе – в шести часах езды от места находки в Юрика-Крик, к югу от Доусон-Сити. (Золотые прииски находятся на территории, традиционно принадлежавшей народу Тр’ондек Хвечин – коренному народу Юкона, который жил там на протяжении нескольких тысяч лет.)
Чтобы достать мамонта, Зазула обратился к двум геологам, один из которых был из Геологической службы Юкона, а второй – из университета Калгари. Они сразу же выехали к месту находки, обследовали мамонтенка и извлекли останки меньше чем за час до того, как началась гроза.
«Если бы ее не извлекли в тот момент, мы потеряли бы ее из-за грозы», – сказал Зазула в интервью CBC News.
Детеныша мамонта завернули в брезент, чтобы его было удобнее транспортировать, и доставили его в близлежащий центр, чтобы провести там «церемонию» с участием ученых, горняков, политиков и старейшин народа Тр’ондек Хвечин. Встав в круг, старейшины благословили находку и назвали мамонтенка Нун Чо Га, что на языке хэн значит «большой детеныш».
На основании поверхностного осмотра Зазула предположил, что Нун Чо Га – это самка, которой, вероятно, было около месяца, когда она умерла. Это произошло более 30 тысяч лет назад. Геологические характеристики того места, где она была найдена, указывают на то, что она, вероятно, паслась на безлесных лугах, когда отбилась от матери и увязла в грязи.
То, что Нун Чо Га отлично сохранилась, обусловлено тем, что она умерла быстро, а также особенностями места, где это случилось. В большинстве регионов мира от существ, обитавших в эпоху Ледникового периода, остались только окаменелые кости. Но на Юконе вечная мерзлота работает как морозильная камера, сохраняя мягкие ткани, такие как мышцы, кожа и шерсть, а также важную информацию, такую как ДНК. За последние десятилетия горняки и ученые раскопали на Юконе хорошо сохранившиеся останки волчонка, теленка карибу, гигантских верблюдов и других давно умерших животных. Теперь ряд находок пополнила Нун Чо Га – первый полностью сохранившийся детеныш шерстистого мамонта, найденный в Северной Америке, и только второй в мире.
Доусон-Сити расположен недалеко от центра Юкона, в месте слияния рек Юкон и Клондайк. На севере находятся скалистые вершины территориального парка Тумстоун. К югу лежат холмы с вечной мерзлотой, пересеченные реками и ручьями. На этих территориях раскинулся густой бореальный лес, где растут канадская ель, черная сосна, осина и ива.
Когда родилась Нун Чо Га, пейзаж вокруг выглядел совершенно по-другому. Ее родина была сухой и очень холодной. Висконсинский период оледенения, который начался около 100–75 тысяч лет назад и завершился около 11 тысяч лет назад, тогда был в самом разгаре, из-за чего большая часть Канады была покрыта ледниками. Но прибрежные горы в глубине Юкона и Аляски блокировали все осадки, создавая участки дождевой тени, где было слишком сухо, чтобы образовывались ледники.
Этот регион стал убежищем для животных Ледникового периода. Окаменелые останки показывают, что шерстистые мамонты, степные бизоны, гигантские бобры и юконские лошади бродили по безлесному ландшафту вместе с верблюдами, носорогами и древними волками. Разрастание площади ледников во время Ледникового периода привело к замерзанию значительной части мирового океана, и уровень моря упал на 120 метров. Из-за падения уровня моря обнажился Берингийский мост, образовав сухопутный коридор между Азией и Северной Америкой. Так появился древний массив суши, известный как Берингия.
Берингия была покрыта зарослями диких трав и сорняков – низкорослых питательных растений, к которым относились тундровые цветы, такие как маки и лютики. Если бы Нун Чо Га достигла взрослого возраста, по своим размерам она была бы меньше ее южного собрата – колумбийского мамонта. Зато она могла бы похвастаться такими своими особенностями, которые позволяли ей жить в условиях холода: у нее были маленькие уши и гораздо больше шерсти. Большую часть времени она паслась бы в степи и съедала бы более 200 килограммов травы и цветов в день.
Согласно господствующей научной теории, коренные народы пересекли Берингийский мост и начали расселяться по Северной Америке спустя некоторое время после того, как найденный мамонтенок застыл в вечной мерзлоте. Возможно, это произошло около 15 тысяч лет назад. (Согласно легенде о создании мира народа Тр’ондек Хвечин, Первый народ всегда жил на Юконе.) В любом случае к середине 19 века на территории современного Доусон-Сити находилась небольшая рыбацкая деревушка общины Тр’ондек Хвечин.
В августе 1896 года группа старателей (в нее вошли трое коренных жителей и один белый человек) обнаружила золото в Кроличьем ручье – в притоке реки Клондайк. Вскоре после этого в регион съехалось около 30 тысяч человек, что и стало началом «золотой лихорадки».
Лишь около 4 тысяч из тех 30 тысяч золотоискателей действительно обнаружили золото. Но некоторые нашли там сокровища другого рода, а именно кости огромных фантастических существ. В 1904 году ученые из парижского Музея естественной истории прибыли на Клондайк, чтобы собрать загадочные окаменелости. За ними приехали международные группы из Биологической службы США, Американского музея естественной истории, Смитсоновского института и Канадского музея природы.
Приезд ученых положил начало уникальному сотрудничеству золотодобытчиков и палеонтологов, которое продолжается по сей день. Поскольку золотодобытчики используют тяжелое оборудование и гидравлические водометы, чтобы удалять вечную мерзлоту и находить золото, палеонтологи часто сопровождают их, чтобы сразу же извлекать окаменелости на месте. Каждое лето Зазула и его коллеги собирают 6–8 тысяч костей. Среди их наиболее важных находок оказались Жур, 7-недельный волчонок, умерший примерно 57 тысяч лет назад, а также кость лошади возрастом около 700 тысяч лет, которая в момент находки была самым старым геномом из когда-либо секвенированных.
Но даже среди этих редких открытий мамонтенок Нун Чо Га оказалась чем-то особенным. Ее размер от основания хвоста до основания хобота составляет около 1,4 метра, и в своем интервью Зазула сказал, что она «безупречна» и «прекрасна».
Он добавил: «У нее есть хобот. У нее есть хвост. К нее крошечные ушки. У нее есть маленький хватательный кончик хобота, который она использовала, чтобы срывать траву». Нун Чо Га, вероятно, сохранилась даже лучше, чем Люба – бесхвостый мамонтенок, найденный в Сибири в 2017 году.
Нун Чо Га помогает составить более полную картину Ледникового периода на Юконе. Она также помогает восстанавливать отношения между общиной Тр’ондек Хвечин – традиционным народом этой земли – а также золотодобытчиками и учеными, которые долгое время считали богатства этих территорий своими.
«Это поразительная находка для нашего народа, и мы с нетерпением ждем дальнейшего сотрудничества с правительством Юкона с целью разработки следующих шагов для изучения этих останков в соответствии с нашими традициями, культурой и законами, – отметила вождь Тр’ондек Хвечин Роберта Джозеф (Roberta Joseph) в своем заявлении. – Мы благодарны старейшинам, которые направляли нас и которые дали находке имя. Мы обещаем с большим уважением относиться к Нун Чо Га, которая решила явиться всем нам сейчас».
Ученым еще только предстоит определиться с тем, какими будут дальнейшие шаги в изучении Нун Чо Га. Если она повторит путь Жура, ее будут изучать с большим почтением, и относиться к ней будут как к чему-то гораздо более ценному, чем просто научный образец. Старейшины Тр’ондек Хвечин и дальше будут руководить процессом, пока научное сообщество продолжит работать над тем, чтобы узнать больше о мамонтенке и времени, в которое она жила.
«Это потрясающе, – сказала одна из старейшин по имени Пегги Корменди (Peggy Kormendy). – У меня дыхание перехватило, когда развернули брезент. Мы все должны относиться к ней с уважением. Когда такое происходит, мы исцеляемся».
Оригинал earth-chronicles.ru