В 2015 году на аэрофотосъемке района обнаружили явные следы некогда существовавшего поселения. В этом году на месте предполагаемого поселения начали работать археологи. Они нашли остатки деревянного здания длиной 23 метра и шириной 10 метров, расположенного на территории большого поселения площадью чуть меньше 50 гектаров. Ученые предполагают, что это сооружение было одним из нескольких монументальных залов в королевском комплексе в Рэндлшеме.
Также археологи собрали коллекцию металлических изделий, керамики, фрагменты стеклянных сосудов. Скорее всего, до наступления Темных веков на этом месте было римское поселение, которое потом короли Восточной Англии сделали своей столицей.
То, что с точки зрения нашего современника выглядит как бревенчатый сарай, в VII веке на самом деле служило королевским парадным залом. Там первые правители Восточной Англии в сопровождении домочадцев и вооруженной свиты вершили правосудие, принимали дань и дипломатических посланников, пировали, раздавали подарки и милости. В исторических источниках зал впервые упоминается в VIII веке, в трудах Беды Достопочтенного — английского монаха из монастыря Святого Петра, написавшего «Церковную историю народа англов».
Нельзя сказать, что работа Беды Достопочтенного выглядит вполне достоверным источником, но раннее Средневековье историки не просто так называют Темными веками. Рим пал, а варвары не очень интересовались традициями хронистов. На территории Британии, которую непрестанно делили между собой различные вожди, с грамотностью было совсем плохо, поэтому разбрасываться источниками нельзя.
Согласно Беде Достопочтенному, в Рэндлшеме была резиденция Этельвода — короля Восточной Англии, правившего в 655-664 годах нашей эры. Этот король привлек внимание монаха-хрониста, в первую очередь своим отношением к христианству. Дело в том, что Британию даже римского времени нельзя назвать вполне христианизированной. А после ухода легионов на остров хлынули переселенцы из Европы, которые были язычниками.
Оплотом Церкви в регионе оставалась Ирландия. Считается, что в Британии процесс христианизации начался в самом конце VI века. В 597 году в Кент прибыл бенедиктинский монах, вошедший в историю под именем Августина Кентерберийского, и убедил короля Кента Этельберта I принять христианство.
Беда Достопочтенный пишет о том, что король Этельвод активно способствовал распространению христианства в королевстве Восточная Англия (территория современных графств Норфолк и Саффолк). Он одновременно привечал у себя ирландский миссионеров и посланников Рима.
Кристофер Скалл (Christopher Scull), археолог из Кардиффского университета (Великобритания), считает: находка столь крупного здания в сочетании со сведениями из трудов Беды Достопочтенного говорит о том, что Рэндлшем был крупнейшим поселением своего времени. И, скорее всего, это свидетельство того, что королевство Восточная Англия играло особую роль в союзе английских государств.
Сегодня историки рассматривают королевства, образовавшиеся в Британии в Темные века, как примерно равные, без какого-то государства-гегемона (лишь с одним исключением). В VI веке на остров вторглись племена англов, саксов и ютов и поделили, причем довольно кроваво, территорию бывшей римской провинции на семь частей. В историографии это разделение получило название «гептархии» (семицарствие). Ситуация оставалась такой вплоть до середины IX века, когда появляется «область датского права».
Ранее считали, что из равноправия семи королевств выбивался лишь Кент: его королей иногда называли бретвальдами, то есть «правителями Британии». Однако находки в Рэндлшеме радикально переписывают наше понимание истории Британии того времени. Получается, Восточная Англия обладала крупной столицей-поселением, то есть имела больший вес в гептархии, чем можно было предполагать.
Оригинал earth-chronicles.ru