В средние века кошки считались нечистыми. К ним часто относились с недоверием из-за их предполагаемой связи с язычеством и колдовством. Но, несмотря на связь с паранормальными явлениями, средневековые рукописи содержат удивительно забавные изображения наших домашних любимцев.
Из этих (порой уморительных) изображений мы можем многое узнать об отношении к кошкам в Средние века, и не в последнюю очередь о том, что кошки играли важную роль в повседневной жизни.
В Средние века мужчин и женщин часто различали по домашним животным, которых они держали. Например, иметь домашнюю обезьяну считалось необычным и символом статуса, поскольку их привозили из других стран. Дворяне заводили домашних животных как часть своей индивидуальности. Высокий статус ассоциировался с содержанием животного, о котором заботились, любили и кормили высококачественной пищей в обмен лишь на дружеское общение.
Высокопоставленные мужчины и женщины иногда писали свои портреты вместе с домашними животными, чаще всего кошками и собаками, чтобы символизировать свое высокое положение в эпоху средневековья.
Кошки часто фигурируют в иконографии праздников и другой домашней обстановки, что может указывать на их статус домашнего животного в средневековых семьях.
На картине Пьетро Лоренцетти «Тайная вечеря» крошечная собака лижет тарелку с остатками пищи на земле, а кошка сидит у огня.
Подобным образом мужчина и женщина изображены в уютной бытовой сцене на миниатюре голландской Часослова, который был популярным типом молитвенника в средние века, отмечавшим разделы дня с определенными молитвами. В левом нижнем углу также видна ухоженная кошка. Опять же, кошка не является фокусной точкой композиции или центром изображения, но в этом средневековом доме она была уместна.
Семьи в Средние века давали своим кошкам имена, как и мы сегодня. Например, текст зелеными чернилами, который появляется над рисунком кошки на полях средневекового манускрипта, обозначает кошку XIII века в аббатстве Болье как «Mite».
Королевское обращение
В средневековом доме кошки получали превосходный уход. В счетах поместья в Куксхэме (Оксфордшир) в начале XIII века описывается, что для кошки покупался сыр, что свидетельствует о том, что их не оставляли на произвол судьбы.
В действительности Изабея Баварская, королева Франции в XIV веке, спустила кучу денег на аксессуары для домашних животных. В 1387 году она заказала ошейник с жемчужной вышивкой и золотой пряжкой для своей домашней белки. В 1406 году она купила яркую зеленую ткань, чтобы создать специальную одежду для своей кошки.
Ученые часто держали кошек в качестве домашних животных, а в XVI веке были распространены хвалебные речи в адрес кошек. В одном стихотворении кошка названа светлым и самым дорогим спутником ученого.
Такие панегирики подразумевают сильную эмоциональную привязанность к домашним кошкам и показывают, что кошки не только поднимали настроение своих хозяев, но и служили приятным развлечением от утомительного умственного труда чтения и письма.
Кошки в монастырях
Кошки — распространенный символ статуса в средневековой церковной архитектуре. Многочисленные средневековые манускрипты содержат, например, миниатюрные иллюстрации монахинь, держащих кошек, а в Часословах обычно есть рисунки кошек на полях.
Однако практика содержания кошек широко критиковалась в проповеднической литературе Средневековья. Английский проповедник Джон Бромъярд в XIV веке считал их лишними и перекормленными аксессуарами богачей, которые наживаются, в то время как бедняки остаются без еды.
В прошлом кошки также были связаны с дьяволом. Несмотря на то, что они были достойны восхищения за охоту на мышей, их скрытность и хитрость не всегда превращались в черты, которые делали их хорошими партнерами.
Из-за этих связей некоторые кошки были убиты, что имело негативные последствия во время Черной смерти и других эпидемий средних веков, когда наличие большего количества кошек могло уменьшить популяцию крыс, зараженных блохами.
Многие люди считали, что кошкам не место в священных местах религиозных групп в силу этих коннотаций. Однако, судя по всему, не существовало никаких официальных предписаний, запрещающих членам религиозных организаций владеть кошками, а постоянное осуждение этой практики может свидетельствовать о том, что домашние кошки были широко распространены.
Очевидно, что о кошках хорошо заботились, хотя они не всегда считались социально приемлемыми в религиозных обществах. Об этом свидетельствуют забавные изображения кошек, которые мы находим в монастырях.
Кошки, как правило, чувствовали себя в средневековой семье как дома. Связь наших средневековых предков с этими существами не так уж сильно отличалась от нашей, о чем свидетельствуют юмористические образы, в которых они изображены в некоторых средневековых манускриптах и произведениях искусства.
Оригинал earth-chronicles.ru