Катафракты — это конница, которая была полностью облачена в броню. Согласно древним тактикам, катафракты должны были иметь прикрытие для своих коней, но Тацит не упоминает о такой защите.
Несмотря на это, существуют античные письменные источники, которые говорят о защите коней у сарматов. Валерий Флакк пишет о том, что сарматы оковывают своих коней узами гибкого панциря. Это покрытие также находится на конях. Этнографические описания Флакка базируются на землеописаниях I в. н.э. Панцирь был назван автором «гибким», поэтому это мог быть чешуйчатый или кольчужный доспех как для воина, так и для коня.
Катафракты в полном защитном вооружении показаны на двух барельефах колонны Траяна. Кони этих всадников прикрыты чешуйчатой броней, защищающей всю лошадь вплоть до ног, на которых мы видим своеобразные чешуйчатые «чулки». Изображения сарматов на колонне достаточно стилизованы, но трофейные чешуйчатые доспехи изображены на цоколе колонны, судя по всему, реалистично.
Юлий Поллукс перечислил все известные в его время виды конского защитного вооружения, включая налобники, наглазники, нащечники, нагрудники, набочники, набедренники и наголенники. Судой упоминает доспех коня парфянского катафракта, где лошадь защищена вплоть до копыт, возможно, также с наголенниками. На рельефах колонны Траяна художник попытался представить защищенных полной чешуйчатой броней коней, имеющих еще и наголенники. Коня, имеющего панцирное покрытие, защищающее грудь, шею и круп, мы видим на паре фаларов из золота, происходящей, возможно, из Гандхары.
Кроме того, определенный тип доспехов встречается на стеле Пантикапейон Афиноса, сына Менаса (первая половина I века н.э.). Доспехи представлены четырьмя рядами вертикальных пластин, закрывающих бока и, как выяснилось при внимательном изучении фотографии памятника, грудь лошади. Это изображение катафракта представляет собой конную статую героического предка, ноги которого не показаны.
В комментарии к «Корпусу боспорских надписей» этот доспех, расположенный именно там, где должны были находиться ноги всадника, считался юбкой его доспеха, при этом ноги человека не изображались. Однако Ю. М. Десятников явно прав, считая, что это конские доспехи. Этот конский доспех может также свидетельствовать о наличии подобных доспехов у сарматов, так как хорошо известна сильная сарматизация военного дела на Боспоре в начале новой эры. Исходя из имеющегося материала, можно предположить, что сарматы использовали два типа металлических конских доспехов: пластинчатый нагрудник и чешуйчатый доспех, защищавший всего коня. Гипотеза А.М. Хазанова о том, что у сарматов были конские доспехи из кожи, пока не нашла четкого подтверждения.
Согласно мнению экспертов, сарматы использовали чешуйчатый или кольчужный доспех для своих коней. Изображения на колонне Траяна могут быть стилизованными, но трофейные чешуйчатые доспехи на цоколе колонны являются реалистичными. В целом, это подтверждает тот факт, что сарматы были хорошо защищены в бою и имели развитую конную культуру.
Оригинал earth-chronicles.ru