Отношения с Германией съёживались давно и сегодня находятся в худшем за всё послевоенное время состоянии. Прошло время, когда Германия во многих отношениях была европейским флагманом, когда на неё равнялись многие другие страны нашего континента. Сегодня иначе.
Немецкая экономика постепенно, не торопясь, что вообще свойственно немцам, деградирует. Внутриполитическая ситуация далеко не стабильна. Авторитет канцлера и возглавляемого им правительства на небывало низком уровне. Отношения с основными в прошлом партнёрами – Польшей, ведущими азиатскими, латиноамериканскими и африканскими странами оставляют желать лучшего, что отчётливо проявилось во время многочисленных за последний год визитов канцлера Олафа Шольца и многих членов его кабинета. Им вежливо улыбались, но ни по одному из критичных для Германии вопросов договориться не удалось.
О связях и былом сотрудничестве и взаимопонимании с Россией и говорить не приходится. Последнее решение МИД ФРГ о намерении закрыть четыре из пяти российских генеральных консульств в стране лишь лишнее тому подтверждение. А одновременно заявили и о практически полной ликвидации своего консульского присутствия в России. Неприятно, да. Но это решение больнее отразится в первую очередь не на россиянах, а на немецких гражданах.
Поясню, о чём речь. Каковы основные задачи консульств, если не углубляться в тщательно выписанные формулировки Венских конвенций и других официальных документов, а посмотреть на них с житейской точки зрения? За чем люди обращаются в консульства? Первый, лежащий на поверхности ответ – за визами. Ещё несколько лет назад из России в Германию только российскими авиакомпаниями ежедневно выполнялось более 25 рейсов. Так же интенсивно летали и немецкие компании. Значит, каждый день минимум 5 тысяч человек путешествовали из одной страны в другую. Почти два миллиона в год. Причём россиян было больше, чем немцев. И почти все путешественники обращались за визами. Безвизовый въезд был разрешён только немногочисленным обладателям дипломатических или служебных паспортов, да и то не всем.
Россияне ездили с самими разными целями – туризм, бизнес, лечение (хотя представления о его качестве в Германии были сильно у нас преувеличены), повидаться с родственниками и друзьями, просто походить по магазинам. Сегодня этого почти нет. А немцы? Их тоже приезжало немало, в первую очередь с туристическими целями.
Кроме того, не будем забывать, что в Германии по самым скромным подсчётам живёт более 2,5 млн переселенцев из России. Добавьте к этому числу ещё и бывших граждан немецкого происхождения из Казахстана и других бывших советских республик, тогда общую цифру надо удвоить. Все они в своё время получили немецкое гражданство и немецкие паспорта, но почти никто не утратил связей с исторической родиной. И у всех постоянно возникает потребность если не в визе, то в легализации документов, нотариате, оформлении наследства, получении разного рода справок из архивов, помощи при обращении в судебные или иные государственные органы, как российские, так и немецкие, и во многом другом, чем и занимаются консульства, которые теперь немецкие власти намерены закрыть. И никакие объяснения, будто виновата Россия, не уменьшит недовольства этих граждан Германии принятым решением. Потому что это сильно осложнит их жизнь.
На живущих и работающих в России немецких гражданах закрытие Берлином своих консульств в Екатеринбурге, Калининграде и Новосибирске отразится не так сильно, как на россиянах или бывших наших живущих в Германии гражданах закрытие российских консульств в Германии. Чисто консульской деятельностью в этих городах России немцы почти не занимались. Просто потому, что немецких граждан там живет немного. Интерес консульств прежде всего был к экономике регионов, к политической жизни, к установлению контактов на региональном уровне с представителями научных, культурных, деловых кругов, со средствами массовой информации. И, надо сказать, что работали они активно, особенно много делая для немецких фирм, присутствовавших в их консульских округах. То есть они по сути своей скорее были филиалами посольства и занимались дипломатической деятельностью. Именно тем, что не нравилось сегодняшним немецким властям в деятельности российских консульских и посольских работников в Германии.
Прямо сказать об этом власти постеснялись, поэтому, чтобы оправдать решение о высылке, обвиняли наших сотрудников в «несовместимой с дипломатическим статусом деятельности». Попросту говоря в шпионаже. Доказательств, естественно, не приводили. А зачем, если цель – испортить отношения и угодить тем, кто сегодня определяет политику европейских стран. Поскольку немцы привыкли быть в лидерах, то и в этом неблаговидном занятии бегут впереди паровоза.
Уверен, что идея закрыть наши консульства пришла в голову именно министру иностранных дел Германии Аннелене Бербок. Ей, конечно, дела нет до чувств и настроения её же собственных граждан, тем более российского происхождения. Она громогласно заявила об этом некоторое время назад. Это лишний раз доказывает, что никакая она не политик, а лишь случайно оказавшийся по власти временщик, и думает лишь о том, как бы угодить тем, кто её пропихивал наверх и расплатился сегодняшней должностью за угодливость и послушание. Ведь настоящий политик всегда думает об избирателе. А эти более чем 2 млн бывших наших граждан, многие из которых получили немецкие паспорта, именно что избиратели. Наверное, далеко не все они приверженцы партии «Зелёные», которую представляет нынешняя глава МИД Германии. И многие из них наверняка обратятся к депутатам, за которых они голосовали, за защитой своих прав, нарушенных решением МИД. А для депутатов это хороший повод задавать «Зелёным» неудобные вопросы в парламентах различных уровней – и в земельных, и в Бундестаге. Так что недовольство партией «Зелёные», и без того достаточно сегодня сильное в Германии, только возрастёт.
Чем руководствуется министр Анналена Бербок – неясно. По отношению к нашей стране, к россиянам ею движут, скорее всего, неграмотность и незнание, переродившиеся в ненависть. И она не думает о том, что, раз начав делать дурные дела, очень трудно понять, где же остановиться. Что же касается ненависти, то, как говорил Черчилль, она играет в политике ту же роль, что и кислота в химии. Роль разрушителя.
Но – бог с ней, с этой министершей. В конце концов, такие уколы, как закрытие консульства или высылка дипломатов – дела неприятные, но не катастрофические. Намного важнее вопрос, куда ведут Германию её сегодняшние руководители. Похоже, к тому, что она полностью потеряет самостоятельность, подменив национальные интересы неким, якобы существующим коллективным интересом Запада. А озвучивают от имени европейцев эти интересы сегодня прежде всего Польша и прибалтийское страны (парадокс, но сегодня голос и мнение Эстонии значат в Европе больше, чем Германии или Франции) вкупе с безликой массой брюссельской бюрократии, которую никто на это не уполномочивал. Ведь её выразителей вроде Борреля никто не выбирал, это всё назначенцы.
На деле же формулируют эти псевдоинтересы американские неолибералы, самое агрессивное крыло демократической партии. И преследуют они свои цели – не допустить восстановления Россией своих на время утраченных позиций.
Отвечает ли это истинным интересам Европы и самой Германии? Об этом члены её сегодняшнего правительства не задумываются. Они совершенно забыли, что ещё недавно немецкий бизнес считал российский рынок самым перспективным после китайского. И что именно он, бизнес, а отнюдь не политические партии создал Германию как самую сильную и процветающую страну Европы. И сделал это во многом благодаря прочным связям с Россией, у партнёрских отношений с которой были блестящие перспективы.
Немаловажно, что это стало возможным благодаря и близости взглядов на то, каким должен быть мировой порядок. Конечно, всегда были и те, кто, как бывший лидер немецких «Зелёных» и тогдашний предшественник Анналены Бербок на посту министра иностранных дел Германии – Йошка Фишер, не стеснялся в критике многого происходившего в России. Но при этом он прежде всего исходил из того, что позитив наших отношений намного важнее того, что ему кажется неприемлемым. Будучи прагматиком, тогдашний руководитель немецкой дипломатии считал, что сохранение общности стратегических интересов при построении будущей архитектуры Европы, налаживание торговли, расширение энергетического партнёрства, сотрудничество в области высоких технологий, смягчение визового режима, обоюдное признание университетских дипломов, культурный и студенческий обмены – то есть расширение гуманитарного сотрудничества, чему немцы всегда раньше придавали особое значение – полностью отвечает интересам Германии.
У сегодняшних «Зелёных», а именно они (а отнюдь не канцлер – социал-демократ) определяют политику страны, иные взгляды на будущее. Поэтому они обнулили всё, что было сделано их предшественниками. Хуже того. Они способствовали возрождению былых страхов, былого образа врага. И при этом не замечают, или скорее не хотят замечать, что вновь способствуют появлению в своём собственном доме таких отвратительных явлений, как стадное чувство радости – от возможности быть в толпе, скандирующей, что кто-то должен быть повержен и изгнан из единой семьи избранных, имея при этом в виду Россию. Забыв, что Германия уже проходила это в середине прошлого века и затем мучительно излечивалась от этого безумия.
Источник Source