Выход России из зерновой сделки неожиданностью не назовёшь. Москва с прошлой осени выражала неудовлетворение невыполнением пунктов, которые касались возможностей российского экспорта. Продление сделки Россией в последние полгода объяснялось совокупностью политических причин, но в итоге недовольство подходом остальных участников перевесило.
Вероятнее всего, к схеме, утверждённой год назад, возврата нет. Если вопрос сельскохозяйственных поставок и возьмутся решать вновь, то на других основах.
Непрямые соглашения с участием России, Украины, Турции и ООН были призваны решить сложную задачу: сохранить экспорт значимого для мирового рынка товара в условиях острого вооружённого конфликта его крупных производителей. Сама по себе коллизия необычна и порождена эпохой глобализации. Военное столкновение государств обычно исходит из необходимости нанести противнику наибольший урон и добиться нужного для себя результата. Прочие обстоятельства, связанные со сложностями третьих стран, в расчёт не берутся. А проблемы с ними решаются уже по итогам конфликта. Сейчас, однако, так не получается. Взаимосвязанность мира столь плотна, что изолировать какой-то процесс от прочего невозможно. Отсюда и трудности применения «простых решений», к которым призывают наиболее решительно настроенные комментаторы.
Идеологи черноморской инициативы рассчитывали на возможность создать «изъятие» из военной ситуации в регионе. Внешние ставки достаточно велики, так что давление на субъекты, от которых зависит реализация проекта, существенное. Украина и Россия тоже имеют свои прагматические интересы. Так что схема не выглядела нереализуемой.
Однако возникло внутреннее противоречие. Если исходить из наличия большого общего интереса, то ради него надо пойти на конкретные уступки и размены в рамках общего противостояния. В этом и был смысл затеи.
Но доминирующая точка зрения с западной стороны – шагов навстречу России делать нельзя, потому что она виновата в создавшейся ситуации и обязана сама принимать меры по её разрешению.
Это касается (пока, по крайней мере) всех аспектов противостояния, и делать зерновую сделку исключением в Европе и США не собираются, хотя в таком случае непонятно, в чём должен состоять российский интерес. Мировое информационное пространство определяется западными, прежде всего англоязычными, источниками, поэтому интерпретация происходящего для России негативна. На Западе – само собой, но в немалой степени и вне его. Отмахнуться от этого совсем не получится, ведь практически все приоритеты российской внешней политики сейчас расположены в тех частях мира, где продовольствие и удобрения чрезвычайно востребованы. Задача Москвы – приложить усилия, чтобы продемонстрировать, что Россия настроена на активное содействие нуждающимся странам, будь то с участием международных институтов или без них.
На следующей неделе в Санкт-Петербурге пройдёт второй саммит «Россия – Африка». Мероприятие долгожданное – первый состоялся в 2019 г., затем планы по наращиванию взаимодействия разрушила пандемия.
Сегодняшняя обстановка в мире такова, что от многих африканских руководителей сам по себе приезд на российский форум требует твёрдости и решимости – давление с Запада очень высокое.
Африка в целом показала высокую способность противостоять нажиму – большинство стран последовательно уклоняются от попыток вовлечь их в антироссийские конфигурации, сохраняя дистанцированную позицию. Её совсем необязательно следует толковать как пророссийскую, однако она явно противопоставлена западной. Россия как продолжатель СССР, который активно способствовал избавлению Африки от колониального гнёта, до сих пор пользуется во многих частях континента благожелательным отношением. И риторика о необходимости преодоления колониальных пережитков в международной политике, ставшая российской визитной карточкой с начала 2022 г., воспринимается там с одобрением. Однако помимо политической атмосферы существует практическая повестка дня огромного африканского сообщества, в центре которой вопрос – как обеспечить развитие, социальную стабильность, повысить общий уровень благосостояния.
Африка неоднородна, есть страны весьма влиятельные, есть довольно благополучные, некоторые реально борются за выживание в качестве дееспособных государств. Но для всех из них прикладные вопросы первичны, поэтому за политическими дискуссиями непосредственно следуют конкретные темы: продовольственная безопасность, инвестиции, образование, укрепление государственных институтов и так далее. Африка, несмотря на все свои проблемы, – перспективное пространство, идёт острая конкуренция за взаимодействие с ним. С участием бывших колонизаторов, а также Китая, Индии, Турции. Сидеть ждать Россию, если она не поторопится занять достойное место, никто не будет, какие тёплые чувства ни вызывала бы тень Советского Союза.
Российская газета
Источник Source