7 июля 2023 г. США объявили, что передадут Украине кассетные боеприпасы. Администрация Байдена анонсировала новый пакет военной помощи, куда впервые вошли 155-миллиметровые артиллерийские снаряды типа DPICM, запрещённые международной конвенцией, которую ратифицировали 123 страны. США, Россия и Украина не входят в число этих стран[1].
Кассетные (кластерные) боеприпасы и международные конвенции
Директор по операциям Объединённого штаба Пентагона генерал Дуглас Симс позднее заявил, что Киеву направили кассетные боеприпасы не только США, но и другие государства, и эти снаряды уже доставили на Украину. Бригадный генерал ВСУ Александр Тарнавский подтвердил, что Киев всё получил[2]. Официальные лица США и военные аналитики говорят, что это оружие, запрещённое многими странами, облегчит нехватку артиллерийских боеприпасов в Украине, хотя и не окажет немедленного влияния на ход войны.
В свою очередь, президент России Владимир Путин предупредил, что РФ оставляет за собой право использовать кассетные боеприпасы в ответ на применение их Украиной[3].
Попробуем разобраться в особенностях и последствиях применения кассетных или кластерных боеприпасов с точки зрения международного гуманитарного права.
30 мая 2008 г. на Дипломатической конференции (Дублин, 19–30 мая 2008 г.) была принята Конвенция по кассетным боеприпасам, запрещающая применение кассетных бомб[4].
Конвенция вводит запрет на производство, хранение, применение и передачу значительной части этого вида оружия. Причины гуманитарных проблем, связанных с этими боеприпасами, обусловлены их ненадлежащим применением. Дело в отходе от норм и принципов международного гуманитарного права, а не в природе самого оружия – любые боеприпасы потенциально опасны и являются «негуманными».
Кассетные боеприпасы сбрасываются с летательных аппаратов или доставляются к цели при помощи артиллерии, ракет и реактивных снарядов и затем высвобождают большое число суббоеприпасов взрывного действия. Эти суббоеприпасы обычно являются свободно падающими и разбрасываются на обширной территории. Некорректное применение, ветер и другие факторы могут поспособствовать тому, что удар будет нанесён далеко за пределами намеченной зоны. Кроме того, значительная часть суббоеприпасов часто не срабатывает сразу, и неразорвавшиеся боеприпасы остаются на обширной территории. Как и противопехотные мины, они представляют собой постоянную опасность для гражданского населения, мешают заниматься сельскохозяйственной деятельностью, заниматься восстановлением и развитием инфраструктуры в течение многих лет после завершения вооружённого конфликта[5]. Кассетные боеприпасы и другие неразорвавшиеся снаряды делают целые регионы непригодными для жизни на многие годы, иногда на десятилетия[6].
В связи с возможными несоразмерными потерями среди гражданского населения была достигнута принципиальная договорённость о запрете кассетных боеприпасов, однако некоторые державы её не поддерживают.
В 1999 г. НАТО использовало оружие, которое носило неизбирательный характер, в том числе кассетные бомбы во время атак по территории Союзной Республики Югославии, включая Косово и Метохию. В ходе интервенции, продолжавшейся 78 дней, были убиты и ранены тысячи мирных жителей, разрушены сотни промышленных предприятий, школ, больниц и церквей, нанесён огромный ущерб природной среде региона, в котором проживают десятки миллионов людей[7].
Кассетные бомбы также способны доставлять биологически поражающие агенты (далее – БПА). В рамках проекта ЦРУ «Ясное видение» (“Project Clear Vision”) в 2001 г. испытывалась модель кассетной бомбы для доставки БПА. На протяжении ряда лет производились возбудители сибирской язвы оружейного качества якобы для тестирования диагностического оборудования и в целях разработки средств защиты от биологического оружия. Был инициирован проект «Джефферсон» (“Jefferson”) по созданию генетически модифицированного штамма сибирской язвы, аналогичного тому, который, как считают США, был создан советскими учёными. Под эгидой DTRA получил развитие проект «Бахус» (“Bacchus”) – на полигоне в пустыне Невада был возведён производственный объект с использованием общедоступного биотехнологического оборудования. На этом производственном объекте якобы проверялась возможность создания БПА, например террористами, оценивались признаки, характеризующие специфичность такого объекта и способы его обнаружения[8].
Таким образом, кассетные бомбы опасны не только потому, что имеют дисперсный эффект, но и потому, что могут быть использованы в качестве носителя для БПА.
Использование кассетных бомб противоречит принципам международного гуманитарного права
Кассетные боеприпасы – один из самых коварных видов оружия. Как мы уже упоминали, кассеты часто не взрываются и остаются лежать на земле годами после окончания войны, способные сразить любого, кто дотронется или наступит на них[9].
В «Исследованиях обычного международного гуманитарного права» Международного комитета Красного Креста (далее – МККК)[10] содержится норма 11, которая устанавливает, что нападения неизбирательного характера запрещены. Норма 12, озаглавленная «Определения нападений неизбирательного характера», воспроизводит определение, содержащееся в пункте 4 статьи 51 Протокола I к Женевской конвенции[11].
МККК в своём «Исследовании обычного международного гуманитарного права» подчёркивает, что при использовании оружия (в нашем случае кассетных бомб, действие которых носит неизбирательный характер) следует соблюдать особую осторожность, чтобы избежать случайных ранений, потерь жизни среди гражданского населения и случайного ущерба гражданским объектам, во всяком случае – свести их к минимуму. Для гражданского населения вред, причиняемый неразорвавшимися взрывными устройствами, является побочным эффектом их применения.
Поскольку некоторые государства отвергают Конвенцию по кассетным боеприпасам, принятую в Дублине, их действия на предмет нарушения международного гуманитарного права оцениваются с помощью Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Этот документ был открыт для подписания 10 октября 1980 г. и вступил в силу 2 декабря 1983 года[12].
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия не допускает применение оружия против гражданского населения и запрещает при любых обстоятельствах подвергать военные объекты, расположенные в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением доставляемого по воздуху оружия, а также запрещает подвергать военные объекты, расположенные в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением оружия, не доставляемого по воздуху, кроме тех случаев, когда гражданское население защищено.
В 1984 г. Председатель Совета Безопасности ООН сделал заявление, осуждающее все нарушения международного гуманитарного права. Он настоятельно призвал соблюдать общепризнанные принципы и нормы, применяемые к вооружённым конфликтам, и обязательства в отношении международных конвенций, направленных на предотвращение или облегчение страданий людей во время войны[13].
В Декларации Турку (пункт 3 статьи 5) также говорится о минимальных гуманитарных стандартах[14] – а именно, что оружие или другие материалы или методы, запрещённые во время международных вооружённых конфликтов, не должны использоваться ни при каких обстоятельствах.
Вместо заключения
По оценкам специалистов, процент несрабатывания кассетных боеприпасов в конфликтах последнего времени колеблется от 10 до 40. Широкомасштабное применение данных боеприпасов приводит к тому, что целые страны и регионы наводняются десятками тысяч, а порой и миллионами неразорвавшихся суббоеприпасов, находящихся в нестабильном состоянии[15]. Это приводит к огромному числу жертв среди гражданского населения, делает непригодными для жизни целые регионы. Деревни, города и отдельные дома подвергаются разрушению, культурные ценности получают повреждения, электростанции и другие критически важные объекты находятся в зоне высокого риска.
Поэтому международное гуманитарное право предполагает наложение запрета на использование подобных боеприпасов, а также регулирование ведения военных действий. Безответственная политика со стороны американских властей может быть чревата непоправимыми последствиями для всего мира.
Сноски
[1] США передадут кассетные боеприпасы Украине// РИА Новости. 08.07.2023. URL: https://ria.ru/20230708/snaryady-1882925422.html (дата обращения: 16.07.2023).
[2] Украина получила кассетные снаряды не только от США, заявили в Пентагоне // РИА новости. 14.07.2023. URL: https://ria.ru/20230714/snaryady-1884103308.html (дата обращения: 16.07.2023).
[3] Путин: РФ оставляет за собой право использовать кассетные боеприпасы как зеркальную меру // ТАСС. 16.07.2023. URL: https://tass.ru/politika/18285153 (дата обращения: 16.07.2023).
[4] Конвенция по кассетным боеприпасам, запрещающая применение кассетных бомб (вступила в силу 1 августа 2010 г.) // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cluster_munitions.shtml (дата обращения: 16.07.2023).
[5] Международное гуманитарное право. Общий курс // МККК. 2017 // URL: https://www.icrc.org/ru/document/mgp-obshchiy-kurs (дата обращения: 16.07.2023).
[6] Международное право = Volkerrecht / В. Витцтум, М. Боте, Р. Дольцер и др.; пер. с нем. Н. Спица; сост. В. Бергманн; 2-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2015. Серия «Германская юридическая литература: современный подход». Кн. 2. 1072 с.
[7] Постановление ГД ФС РФ от 17.03.2000 № 186-III ГД «О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О годовщине начала агрессии Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии» // СПС «Консультант Плюс».
[8] Постановление СФ ФС РФ от 12.04.2023 № 130-СФ «Об итоговом докладе парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины» // СПС «Консультант Плюс».
[9] Коварное оружие убивает спустя 10 лет после принятия конвенции о его запрещении // МККК. 18.08.2020. URL: https://www.icrc.org/ru/document/kovarnoe-oruzhie-ubivaet-spustya-10-let-posle-prinyatiya-konvencii-o-ego-zapreshchenii (дата обращения: 16.07.2023).
[10] Study on Customary International Humanitarian Law. Volume 1. 2005. URL: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/customary-international-humanitarian-law-i-icrc-eng.pdf (дата обращения: 16.07.2023).
[11] Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (Подписан в г. Женеве 08.06.1977) // СПС «Консультант Плюс».
[12] Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Заключена в г. Женеве 10.10.1980) // СПС «Консультант Плюс».
[13] Решение ЕСПЧ от 04.05.2010 «Дело «Франс Корнелис Адрианус Ван Анраат против Нидерландов» (жалоба N 65389/09) // СПС «Консультант Плюс».
[14] Декларация минимальных гуманитарных стандартов, опубликована в отчёте подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств на её 46-й сессии // Объединённые нации. Цифровая библиотека. URL: https://digitallibrary.un.org/record/226914?ln=ru (дата обращения: 16.07.2023).
[15] Кассетные боеприпасы: что это такое и в чем заключается проблема? //МККК. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/legal-fact-sheet/cluster-munitions-factsheet-230710.htm (дата обращения: 16.07.2023).
Источник Source