Африка (при всех оговорках о её многообразии) видит в России прежде всего перспективного торгового партнёра – гаранта продовольственной и энергетической безопасности. На новом этапе, после выхода России из «Черноморской зерновой инициативы», необходимо придать большее значение сохранению и расширению гуманитарно значимого экспорта из России в формате «Россия – Африка» и на двусторонней основе.
Российско-африканские политические отношения характеризуются высоким уровнем взаимопонимания и интенсивностью контактов, в то время как торгово-экономические всё ещё не реализовали свой потенциал в полной мере. Например, саммит «Россия – Африка» в Сочи в 2019 году посетило примерно столько же глав африканских государств, сколько обычно приезжает на аналогичные саммиты с США или с КНР, хотя по объёму торговли с Африкой Россия многократно уступает этим странам.
Двойственность наблюдается и во взглядах на приоритеты в российско-африканском сотрудничестве: как минимум до последнего времени Россия видела в странах Африки в первую очередь коллективного политического партнёра, соратника по построению многополярного мира и по борьбе с неоколониализмом; в то время как Африка (при всех оговорках о её многообразии) видит в России прежде всего перспективного торгового партнёра – гаранта продовольственной и энергетической безопасности. И как от перспективного торгового партнёра и поставщика стратегически значимых для растущих рынков товаров ожидает, что Россия также будет заинтересована стать инвестором (чтобы расширять рынки), донором компетенций и технологий (чтобы на них закрепиться) и в целом долгосрочным и надёжным партнёром на пути развития.
Вопросы многополярного мироустройства Африку тревожат в меньшей степени, хотя африканцам, безусловно, близка идея укрепления и расширения роли Африки в глобальной политике.
Однако они воспринимают освобождение от метрополий не как разрыв связей, а скорее как неизбежное и уже идущее полным ходом изменение характера и направления взаимных зависимостей, справедливо рассчитывая, что в диалоге с бывшими метрополиями время и так на их стороне. Африка надеется, и обоснованно, на рост своего влияния в Европе.
Разные, но не противоречащие друг другу ожидания от партнёрства в России и в Африке нуждаются в гармонизации, бережной взаимной увязке, иначе стороны рискуют оказаться в плену своих представлений, игнорируя интересы друг друга. Особенно это актуально в преддверии второго саммита «Россия – Африка», на котором стоит ожидать высокой явки африканских участников, что с учётом непростых времён будет иметь для России особенное значение.
Политическая поддержка России в странах Африки или их дружественный нейтралитет в значительной степени зависит от способности Москвы не допустить эрозии торгово-экономических и социально-культурных отношений на фоне западных санкций, логистических и финансово-технических ограничений. С одной стороны, развитие торгово-экономических отношений – гарантия стабильного политического диалога и взвешенного внешнеполитического курса. Например, президент Сенегала, одного из экономических лидеров, в 2021 году ставшего крупнейшим торговым партнёром России в Африке к югу от Сахары, с начала 2022 года посетил Россию дважды и, судя по всему, собирается в третий раз – на саммит.
С другой стороны, с каждым годом всё важнее роль стран континента как ключевого направления поставок российской продукции, системы связанных друг с другом рынков: нефтепродуктов, зерна, удобрений, продукции металлургии, машиностроения, деревообработки. За десять лет (2012–2021) накопленное Россией положительное сальдо торговли с Африкой составило 92 миллиарда долларов (притом, что объёмы инвестиций и кредитования стран Африки были несущественны). В следующие десять лет этот показатель может как существенно вырасти, так и сократиться, если стороны не обратят внимание на сдерживающие развитие торговли факторы.
Основная задача России сейчас – закрепиться на этих рынках, удержать позиции как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Главных направлений работы три: финансы, логистика, и обеспечение долгосрочных, институциональных условий для закрепления российской продукции, товаров и услуг на рынках, работа с покупателями.
Меморандум, подписанный Россией и ООН в июле 2022 года, известный как часть так называемой зерновой сделки, задал новую рамку для развития российско-африканского сотрудничества, объединил его политическую и экономическую плоскости, однако африканские страны остаются его стороной только косвенно, как члены ООН.
На новом этапе, после выхода России из «Черноморской зерновой инициативы», необходимо придать большее значение сохранению и расширению гуманитарно значимого экспорта из России в формате «Россия – Африка» и на двусторонней основе.
С одной стороны, ряд товарных категорий должны быть признаны «гуманитарно значимым экспортом», который ни при каких условиях не должен подвергаться ограничениям, даже косвенным, со стороны третьих стран. Сам термин может быть предложен по аналогии с «гуманитарно значимым импортом», который традиционно бывает предметом исключений из различных санкционных режимов. Не просто призыв, но жёстко сформулированное требование исключить любые односторонние меры, ограничивающие гуманитарно значимый российский экспорт, может и должно исходить от развивающихся стран – заинтересованных импортёров, для которых любой санкционный режим, даже косвенно усложняющий торговлю жизненно важными товарами, означает неприемлемое ограничение конкуренции и их свободы выбора как покупателей.
В свою очередь, Россия может предпринять шаги, направленные на недопущение роста цен на гуманитарно значимую продукцию для рынков дружественных стран, находящихся в уязвимом положении. В число инструментов могут входить и частичная отмена пошлин, и кредитование, и рассрочки платежей (при условии перевода их в комфортные для России денежные единицы), и переход к долгосрочным контрактам на поставку зерна, удобрений в дружественные страны в дополнение к спотовым контрактам.
Ждут партнёры и поддержки инвестиций в портовую и транспортно-логистическую инфраструктуру стран-импортёров, создание систем резервирования и распределения продовольствия на их территории. Такие проекты нужны и России, так как демпфируют влияние непредсказуемых конъюнктурных факторов и недружественных мер, направленных на ограничение российского экспорта.
Гуманитарный аспект российско-африканского торгово-экономического сотрудничества подчёркивается и всё большей ролью, которую в его развитии играет образование, подготовка кадров. Подготовка кадров позволит увязать политические и экономические интересы России и стран Африки, сформирует условия для долгосрочного развития сотрудничества.
Снижение экспортных пошлин, создание условий для расширения взаимной торговли, инвестиции в транспортно-логистические коридоры и подготовку кадров – те направления помощи и содействия Африке, которые соответствуют в конечном счёте и целям социально-экономического развития самой России. Кроме того, чем сильнее будут африканские экономики, тем сильнее и независимее будет позиция стран Африки в мировой системе международных отношений и тем комфортнее будет мир и для нас.
Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Источник Source