Жутковатый мир «Зловещей долины»: Исследование психологии, лежащей в основе нашего страха перед человекоподобными фигурами
Испытывали ли вы когда-нибудь чувство дискомфорта или беспокойства при взгляде на куклу, робота или человекоподобную модель? Если да, то, возможно, вы испытывали так называемую «Зловещую долину». Это понятие описывает психологическую реакцию, возникающую у некоторых людей на фигуры или объекты, которые очень похожи на людей, но при этом демонстрируют едва заметные недостатки или нереалистичные качества. В этой статье мы рассмотрим происхождение «Зловещей долины», ее влияние на различные сферы деятельности и различные объяснения ее эффекта.
Концепция «Зловещей долины» была впервые представлена японским профессором робототехники Масахиро Мори в 1970 году. Мори заметил, что по мере того, как внешний вид персонажа или робота становится более похожим на человека, наша эмоциональная реакция на него становится более положительной и вызывает сочувствие. Однако есть момент, когда эта положительная динамика резко обрывается, и фигура попадает в «долину», где она вызывает отрицательные и отталкивающие эмоции. Мори утверждает, что это лишь временный момент. По мере того как внешний вид робота или персонажа становится все более реалистичным, положительные эмоции возвращаются, а уровень эмпатии, которую он вызывает, начинает приближаться к тому, который испытывают люди по отношению друг к другу.
Впервые термин «Зловещая долина» был переведен на английский язык Ясией Рейхардт в ее книге «Робототехника: Fact, Fiction, and Prediction в 1978 году. С тех пор это понятие широко используется в различных областях, таких как робототехника, CGI-анимация, виртуальная реальность и даже протезирование.
Зловещая долина имеет существенное значение для различных областей, поскольку инженеры и дизайнеры должны ориентироваться на нее, чтобы создавать гуманоидные персонажи, фигуры и творения, привлекательные для пользователей и вызывающие у них положительный эмоциональный отклик. Например, в робототехнике исследователям приходится искать способы сделать роботов более похожими на людей, не вызывая при этом негативной реакции у пользователей. В CGI-анимации аниматоры должны создавать достаточно реалистичные персонажи, но не настолько реалистичные, чтобы попасть в «Зловещую долину». В виртуальной реальности дизайнерам приходится создавать окружение и аватары, которые погружают и увлекают пользователя в виртуальный мир, но при этом не вызывают слишком сильного раздражения.
Существует несколько объяснений того, почему в нашем сознании возникает эффект «Зловещей долины». Одно из них заключается в том, что нечеловеческие сущности вызывают у нас негативную реакцию, когда они становятся слишком похожими на людей. В этот момент все нечеловеческие черты становятся более заметными и начинают противоречить нашим нормативным представлениям о том, что является и что не является человеком, что вызывает у нас ощущение странности.
Другое объяснение заключается в том, что «Зловещая долина» возникает из-за врожденного подсознательного страха замены или уничтожения. Согласно этой интерпретации, человекоподобное существо вызывает у нас реакцию страха, поскольку может быть истолковано как некий двойник, угрожающий заменить нас в какой-то важной роли или аспекте нашей жизни. Кроме того, образы разобранных андроидов или марионеток могут вызывать ассоциации с увечьями и ранениями на поле боя — ощущение, напоминающее страх перед смертью.
Зловещая долина — это интересная концепция, проливающая свет на сложное взаимодействие между нашими восприятием, эмоциями и ожиданиями, когда речь идет о человекоподобных фигурах. Хотя это явление может показаться тривиальным, оно имеет существенное значение для различных областей, связанных с созданием человекоподобных персонажей, фигур и творений. Понимание психологии, лежащей в основе «Зловещей долины», может помочь дизайнерам и инженерам создавать более привлекательные и интересные продукты, вызывающие положительный эмоциональный отклик у пользователей.
Оригинал earth-chronicles.ru