Антиколониальные и постколониальные нарративы в контексте политического мифа в КНДР и Республике Корея

Список литературы

Асмолов, К.В. Не только ракеты: путешествие историка в Северную Корею. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, Университет Дмитрия Пожарского, 2018.

Asmolov, Konstantin V. Ne tol’ko rakety: puteshestvie istorika v Severnuyu Koreyu. Moscow: Russkii fond sodeistviya obrazovaniyu i nauke, Universitet Dmitriya Pozharskogo, 2018 [In Russian].

Асмолов, К.В., Соловьев, А.В., Лебедев, В.В. Элементы домодерна, модерна и постмодерна в политическом мифе КНДР: опыт конструктивистского анализа // Модернизация Кореи: политика, экономика, общество, культура (под общ. ред. Р. Тангалычева). М.: ВЦИОМ, 2022. Гл. 6. С. 116–139.

Asmolov, Konstantin V., Alexander V. Soloviev, and Vasilii V. Lebedev. “Elementy domoderna, moderna
i postmoderna v politicheskom mife KNDR: opyt konstruktivistskogo analiza.” In Modernizatsiya Korei: politika, ekonomika, obshchestvo, kul’tura, edited by
R. Tangalychev, 116–139. Moscow: VTsIOM, 2022
[In Russian].

Барт, Р. Миф сегодня // Мифологии. Пер. с фр. С. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996.

Barthes, Roland. “Myth today.” In Mythologies by Ronald Barthes. Moscow: Izdatel’stvo im. Sabashnikovykh, 1996 [In Russian].

Декларация независимости 1 марта 1919 г. //
К 90-летию Первомартовского народного движения 1919 г. в Корее. Материалы научной конференции. М.: Первое Марта, 2009a. С 124–125.

“Deklaratsiya nezavisimosti 1 marta 1919 g.”

K 90-letiyu Pervomartovskogo narodnogo dvizheniya
1919 g. v Koree. Materialy nauchnoi konferentsii, 124–125. Moscow: Pervoe Marta, 2009a [In Russian].

Декларация независимости Кореи (Иркутск) //
К 90-летию Первомартовского народного движения 1919 г. в Корее. Материалы научной конференции. М.: Первое Марта, 2009b. С. 140.

“Deklaratsiya nezavisimosti Korei (Irkutsk).” K 90letiyu Pervomartovskogo narodnogo dvizheniya 1919 g. v Koree. Materialy nauchnoi konferentsii, 140. Moscow: Pervoe Marta, 2009b [In Russian].

Джан Гюсик. Разделение и развитие движения за независимость // История движения за независимость Кореи [Пер. с кор.]. Сеул, 2015. С. 146–253.

Jang Gyusik. “Razdelenie i razvitie dvizheniya za nezavisimost’.” In Istoriya dvizheniya za nezavisimost’ Korei, 146–253 [Translated from Korean]. Seoul, 2015 [In Russian].

Ким Ир Сен. Избранные произведения. Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1976. Kim Il Sung. Izbrannye proizvedeniya. Pyongyang:

Izd-vo literatury na inostrannykh yazykakh, 1976 [In Russian].

Ким Ир Сен. Осуществить самостоятельное мирное объединение родины. М., 2012.

Kim Il Sung. Osushchestvit’ samostoyatel’noe mirnoe ob”edinenie rodiny. Мoscow, 2012 [In Russian].

Ким Ир Сен. Ответы на вопросы иностранных журналистов. Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1974.

Kim Il Sung. Otvety na voprosy inostrannykh zhurnalistov. Pyongyang: Izd-vo literatury na inostrannykh yazykakh, 1974 [In Russian].

Ким Хан Гир. Современная история Кореи. Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1979.

Kim Han Gir. Sovremennaya istoriya Korei. Pyongyang: Izd-vo literatury na inostrannykh yazykakh, 1979 [In Russian].

Ким Чхан Хван, Кан Сок Хи. Очерк корейской истории. Кн. 2. Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1995.

Kim Chang Hwan, and Kang Seok Hee. Ocherk koreiskoi istorii. Book 2. Pyongyang: Izd-vo literatury na inostrannykh yazykakh, 1995 [In Russian].

Ким, Н.Н. Гендер, класс и этничность: перипетии истории женского рабочего движения в Корее // Женщины в Китае, Корее и Вьетнаме: от традиционного общества к современному / М.А. Бакланова, А.Л. Верченко, Н.Н. Ким, Э.А. Синецкая, М.А. Сюннерберг; отв. ред. Н.Н. Ким. М.: Наука, 2019. С. 132–133.

Kim, Natalia N. “Gender, klass i etnichnost’: peripetii istorii zhenskogo rabochego dvizheniya v Koree.” In Zhenshchiny v Kitae, Koree i V’etname: ot traditsionnogo obshchestva k sovremennomu, edited by Natalia N. Kim, 132–133. Moscow: Nauka, 2019.

Ким, Н.Н. Критика теории колониальной модернизации Кореи: подходы и оценки в современной южнокорейской историографии // Восток (Oriens). 2014. No 3. С. 177–185.

Kim, Natalia N. “Kritika teorii kolonial’noi modernizatsii Korei: podkhody i otsenki v sovremennoi yuzhnokoreiskoi istoriografii.” Vostok (Oriens), no. 3 (2014): 177–185 [In Russian].

Ким, Н.Н. Южная Корея // Память о Второй мировой войне за пределами Европы; коллективная монография под ред. А.И. Миллера и А.В. Соловьева. СПб.: Изд-во Европейского университета в СанктПетербурге. 2022. С. 57–74.

Kim, Natalia N. “Yuzhnaya Koreya.” In Pamyat’
o Vtoroi mirovoi voine za predelami Evropy, edited by Aleksei I. Miller and Alexander V. Soloviev, 57–74.
St. Petersburg: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v SanktPeterburge, 2022.

Ким, Н.Н. Южная Корея 1945–1948. Политическая история. М.: Восточная литература, 2015.

Kim, Natalia N. Yuzhnaya Koreya 1945–1948. Politicheskaya istoriya. Moscow: Vostochnaya literatura, 2015 [In Russian].

КНДР. Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1958.

KNDR. Pyongyang: Izd-vo literatury na inostrannykh yazykakh, 1958 [In Russian].

Крупянко А.А., Акуленко В.С. Чучхейская теория этногенеза корейцев // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017.
No 2 (40). С. 43–51. https://doi.org/10.24866/19972857/2017-2/43-51.

Krupyanko Alexander A, and Vadim S Akulenko. “Juche theory of ethnogenesis of Korean nation.” Humanitarian Studies in Eastern Siberia and the Far East. no. 2 (40) (2017):43–51 [In Russian].

Ланьков, А.Н. Август, 1956 год. Кризис в Северной Корее. М.: Фонд первого Президента России Б.Н. Ельцина; РОССПЭН, 2009.

Lankov, Andrei N. Avgust, 1956 god. Krizis v Severnoi Koree. Moscow: Fond pervogo Prezidenta Rossii
B.N. El’tsina; ROSSPEN, 2009 [In Russian].

Ланьков, А.Н. Историческая память о колониализме и национально-освободительном движении как фактор политической легитимизации в Северной и Южной Корее // Ученые записки Сахалинского государственного университета. 2017. No 13–14.
С. 143–147.

Lankov, Andrei N. “Historical Memory of Colonialism and National-Liberation Movement as a Factor of Political Legitimization in North Korea and South Korea.” Proceedings of Sakhalin State University, no. 13–14 (2017): 143–147 [In Russian].

Ланьков, А.Н. К северу от 38-й параллели: Как живут в КНДР. М.: Альпина нон-фикшн, 2020.

Lankov, Andrei N. K severu ot 38-i paralleli: Kak zhivut v KNDR. Moscow: Al’pina non-fikshn, 2020 [In Russian].

Ленин, В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. М.: Госполитиздат, 1949.

Lenin Vladimir I. Imperializm, kak vysshaya stadiya kapitalizma. Moscow: Gospolitizdat, 1949 [In Russian].

Малинова, О.Ю. Политика памяти как область символической политики // Методологические вопросы изучения политики памяти. / Отв. ред. Миллер А.И., Ефременко Д.В. М.; СПб: Нестор-История, 2018.

Malinova, Olga Yu. “Politika pamyati kak oblast’ simvolicheskoi politiki.” In Metodologicheskie voprosy izucheniya politiki pamyati, edited by Aleksei I. Miller and Dmitrii V. Efremenko. Moscow; St.-Petersburg: NestorIstoriya, 2018 [In Russian].

Миллер, А.И. Историческая политика в Восточной Европе начала XXI века // Историческая политика
в XXI веке, под ред. А. Миллера, М. Липман. М., 2012. С. 7–32.

Miller, Aleksei I. “Istoricheskaya politika v Vostochnoi Evrope nachala XXI veka.” In Istoricheskaya politika v XXI veke, edited by Aleksei I. Miller and Maria Lipman, 7–32. Мoscow, 2012 [In Russian].

Пан Бёнюль. Рост движения за независимость
и Первомартовское движение // История движения за независимость Кореи [Пер. с кор.]. Сеул, 2015.
С. 78–145.

Pan Byunyul. “Rost dvizheniya za nezavisimost’ i Pervomartovskoe dvizhenie.” In Istoriya dvizheniya za nezavisimost’ Korei, 78–145 [Translated from Korean]. Seoul, 2015 [In Russian].

Предложения КНДР по объединению страны. Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1982.

Predlozheniya KNDR po ob»edineniyu strany. Pyongyang: Izd-vo literatury na inostrannykh yazykakh, 1982 [In Russian].

Сон, Ж.Г. Коммеморативные практики Республики Корея как инструмент сохранения памяти о борьбе за независимость Кореи в России и странах СНГ // Сборник трудов конференции «Корея открывает для себя мир: глобальные и локальные вызовы (конец XIX – середина XX века)» (готовится к печати).

Son, Zh.G. “Kommemorativnye praktiki Respubliki Koreya kak instrument sokhraneniya pamyati o bor’be za nezavisimost’ Korei v Rossii i stranakh SNG.” In Sbornik trudov konferentsii ‘Koreya otkryvaet dlya sebya mir: global’nye i lokal’nye vyzovy (konets XIX – seredina XX veka)’ (forthcoming) [In Russian].

Тертицкий, Ф.К. Северная Корея // Память о Второй мировой войне за пределами Европы. Коллективная монография под ред. А.И. Миллера и А.В. Соловьева. СПб.: Изд-во Европейского университета
в Санк-Петербурге, 2022. С. 75–97.

Tertitskiy, Fyodor K. “Severnaya Koreya.” In Pamyat’ o Vtoroi mirovoi voine za predelami Evropy, edited by Aleksei I. Miller and Alexander V. Soloviev, 75–97.
St. Petersburg: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v SanktPeterburge, 2022.

Филиппов, А.Ф. Ценности и мобилизация: к динамике стерильного возбуждения // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. No 1. С. 51–70. https://doi. org/10.31278/1810-6439-2023-21-1-51-70.

Filippov, Alexander F. “Values and Mobilization: Towards the Dynamics of Sterile Excitement.” Russia in Global Affairs 21, no. 1 [In Russian].

Фурс, В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск: Экономпресс, 2000. Furs, V.N. Filosofiya nezavershennogo moderna

Yurgena Khabermasa. Minsk: Ekonompress, 2000 [In Russian].

Хан Ёнъу. История Кореи: новый взгляд. М.: Восточная литература, 2010.

Han Yongyou. Istoriya Korei: novyi vzglyad. Moscow: Vostochnaya literatura, 2010 [In Russian].

Хан Сиджун. Объединение сил движения за независимость и движения за обретение независимости государства // История движения за независимость Кореи [Пер. с кор.]. Сеул, 2015. С. 254–314.

Han Sijun. “Ob»edinenie sil dvizheniya za nezavisimost’ i dvizheniya za obretenie nezavisimosti gosudarstva.” In Istoriya dvizheniya za nezavisimost’ Korei, 254–314 [Translated from Korean]. Seoul, 2015: 254–314 [In Russian].

Чудинов, А.А., Чеснокова, Н.А. «Янки», «империалисты» и «каннибалы»: анализ «образа врага» в обращении Ким Ир Сена к корейскому народу в 1952 г. // Гуманитарный акцент. 2020. No 3.

Chudinov, Alexandr A., and Natalia A. Chesnokova “‘Yankees’, ‘imperialists’ and ‘cannibals’: analysis of the ‘enemy image’ description in Kim Il Sung’s speech to the North Korean people in 1952.” Humanitarian Accent, no. 3 (2020) [In Russian].

Ahn, Yonson. “Rewriting the History of Colonialism in South Korea.” In Broken Narratives, edited by Susanne Weigelin-Schwiedrzik, 109–132. Leiden: BRILL, 2014. https://doi.org/10.1163/9789004277236_007.

Anderson, Benedict R. Imagined communities: reflections on the origin and spread of nationalism. London: Verso, 1991.

Blumenberg, Hans. Work on Myth. Studies in Contemporary German Social Thought. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1985.

Bottici, Chiara. A Philosophy of Political Myth. 1st ed. Cambridge University Press, 2007. https://doi. org/10.1017/CBO9780511498626.

Hyun, Jaehwan. “Blood Purity and Scientific Independence: Blood Science and Postcolonial Struggles in Korea, 1926–1975.” Science in Context 32, no. 3 (2019): 239–260. https://doi.org/10.1017/ S0269889719000231.

Kang, Kyoung-lae. “Embracing Postcolonial Potentiality: New Faces of Japanese Collaborators
in Contemporary Korea.” In Spaces of Possibility: In, Between, and Beyond Korea and Japan, edited by Clark W. Sorensen and Andrea G. Arai. Seattle: University of Washington Press, 2017.

Kim, Young Chun, Seungho Moon, and Jaehong Joo. “Elusive Images of the Other: A Postcolonial Analysis
of South Korean World History Textbooks.” Educational Studies 49, no. 3 (2013): 213–246. https://doi.org/10.1080 /00131946.2013.783838.

Min Pyong Gap. Korean “Comfort Women”: Military Brothels, Brutality, and the Redress Movement. New Brunswick, Camden, and Newark, New Jersey, and London: Rutgers University Press, 2021.

Myers, Brian R. The Cleanest Race: How North Koreans See Themselves and Why it Matters. Brooklyn, New York: Melville House Publishing, 2010.

Myers, Brian R. North Korea’s Juche Myth. Busan, South Korea: Sthele Press, 2015.

Robinson, Michael. “National Identity and the Thought of Sin Ch’aeho: Sadaejuŭi and Chuch’e in History and Politics.” The Journal of Korean Studies 5 (1984): 121–142. 

Roebuck, Kristin. “Science without Borders? War, Empire, and the Contested Science of ‘Race Mixing’ in Japan, East Asia, and the West.” In Who Is the Asia-
nist? The Politics of Representation in Asian Studies, edited by Will Bridges, Nitasha Tamar Sharma, and Marvin D. Sterling. New York: Columbia University Press, 2022.

Rosa, Hartmut. Resonanz. Eine Soziologie der Weltbeziehung. Frankfurt/M: Suhrkamp, 2016.

Scholl, Tobias. “Ch’oe Namsŏn and Identity Construction through Negotiation with the Colonizer.” International Journal of Korean History 24, no. 1 (February 2019): 153–186. https://doi.org/10.22372/ ijkh.2019.24.1.153.

Shin Seungyop. “Resembling the Opponent: Nationalist and Colonialist Historiographies in Modern Korea.” Acta Koreana 21, no. 2 (2018): 525–552. https:// doi.org/10.18399/acta.2018.21.2.008.

Stråth, Bo, ed. Myth and Memory in the Construction of the Community. Brussels: Peter Lang, 2000.

Tertitskiy, Fyodor K. “North Korean Narrative
of the Second World War: Why the Change?” Russia in Global Affairs 19, no. 4 (2021): 164–183. https://doi. org/10.31278/1810-6374-2021-19-4-164-183.

Tudor, Henry. Political Myth. London: Macmillan Education, 1972.

White, Hayden. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1987.

김 일 성. 조선혁명가들은 조선을 잘 알아야 한다. 조선 인민혁명군 정치간부 및 정치교원들앞에서 한 연설. 1943 년 9월 15일.

Kim Il Sung. “Korean revolutionaries must know their country well.” Speech before the political
cadres and political teachers of the Korean People’s Revolutionary Army [In Korean] http://www. uriminzokkiri.com/index.php?ptype=crevo1&stype=1&m type=view&no=3726

당경호. «경애하는김정은동지께서 밝혀주신 우리 식의 경제관리방법의 본질적 특징» 경제연구. No 2 (163). 2014. Tang Kyŏngho. “Essential Methods of Management

of Our Style Economics Developed by our Beloved Comrade Kim Jŏngŭn.” Studies of Economics 2, no. 163 [In Korean].

***

[1] Anderson1991.

[2] Ланьков 2017, 143.

[3] Корея начала терять независимость фактически ещё в 1905 г., когда ей был навязан договор о японском протекторате 
(«Договор года ыльса»), однако де-юре колонией Корея стала в 1910 г., после подписания Договора о присоединении 
Кореи к Японии.

[4] Барт 1996, 260. 


[5] Барт 1996, 248–249. Р. Барт вообще считал, что «предмет, о котором говорится в мифе, лишается всякой Истории» (Ibid., 278).

[6] Ibid.236.

[7] White 1987, 22. Цит. по: Bottici 2007, 213; Bottici 2007, 204.

[8] Bottici 2007, 116.

[9] Rosa 2016, 199. Важность совместного проживания и переживания, разделяемого исторического опыта для формирования «воображаемых сообществ» акцентирует и Б. Андерсон (а вслед за ним и все конструктивисты).

[10] Филиппов 2023, 67–68. 


[11] Bottici 2007, 216.

[12] Tudor 1972, 134.

[13] Барт 1996, 271.

[14] Bottici 2007, 214.

[15] Подробнее см., например, Stråth 2000; Малинова 2018.

[16] Чудинов, Чеснокова 2020, 62.

[17] Асмолов et al. 2022, 124.

[18] Ibid.,125.

[19] В самом радикальном изводе нарратив превознесения корейской нации разовьётся в нарратив о её исключительности (см., например, Myers 2010; Стенограмма дискуссии в рамках секции «Корейский политический миф: версии Севера и Юга» на XIII Конвенте РАМИ в МГИМО. 14 октября 2021 г. // Россия в глобальной политике. 14 октября 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://globalaffairs.ru/wp-content/uploads/2021/12/stenogramma-diskussii-v-ramkah-xiii-konventa-rami-v-mgimo.pdf (дата обращения: 28.06.2023).), в некотором смысле общий как для северокорейского, так и для южнокорейского политических мифов.

[20] Shin 2018, 544–545.

[21] Нарратив об утрате независимости как таковой на Севере и на Юге различается не сильно – основной акцент делается на хищническом характере японского империализма (к которому на Севере добавляется критическая оценка исторически детерминированной неспособности феодально-буржуазной Кореи конца XIX – начала ХХ защитить себя).

[22] Подробнее об этом см., например: Robinson 1984, 132–133; Myers 2015, 11–20; Асмолов et al. 2022, 123–124.

[23] “민족주의사학 (Nationalist history),” Encyclopedia of Korean Culture, accessed June 25, 2023, https://encykorea.aks.ac.kr/Article/ E0020273.

[24] Ленин 1949.

[25] Ким 2015, 42–43.

[26] Декларация 2009a, 124–125.

[27] Декларация 2009b, 140.

[28] Ibid.

[29] Здесь мы выводим за рамки вопрос о том, в какой степени этот нарратив соответствовал историческим фактам. Подробнее о фальсификации истории и мифологизации деятельности Ким Ир Сена и КНРА см., например: Tertitskiy 2021, 164–183; Тертицкий 2022, 75–97.

[30] КНДР 1958, 66.

[31] Из приписываемого Ким Ир Сену доклада «Путь корейской революции» (1930 г.): «Основные задачи корейской революции заключаются в разгроме японского империализма и достижении независимости Кореи, вместе с тем в ликвидации феодальных отношений и осуществлении демократии. Исходя из основных задач корейской революции, на данном этапе она носит характер антиимпериалистической, антифеодальной демократической революции» (Ким 1979, 39).

[32] КНДР 1958, 70.

[33] КНДР 1958, 75.

[34] Ким 1979, 35. Вопрос об истории и природе «идей чучхе», как и о том, считать ли чучхе идеологией, до сих пор остается предметом академической дискуссии (подробнее об этом см., например: Myers 2015, 3–7; Klug 2019; Асмолов et al. 2022, 121–124). Официальное название идеологии КНДР – «кимирсенизм-кимирченизм» – отражает очевидное стремление поместить северокорейских вождей на один уровень с ключевыми фигурами марксизма-ленинизма.

[35] Ким 1979, 186.

[36] Ким, Кан 1995, 51.

[37] Ibid., 63.

[38] Ibid., 87.

[39] Не забыты и заслуги прадеда Ким Ир Сена. Северокорейская историография приписывает ему активное участие в уничтожении американского судна «Генерал Шерман» в 1866 г. (Хан 2010, 505).

[40] Хан 2010, 128.

[41] Ibid., 222.

[42] В 1970-е гг. северокорейская историография практически полностью «забывает» советский период биографии Ким Ир Сена, но в мемуарах вождя об этом говорится.

[43] Асмолов 2018, 142.

[44] Асмолов et al. 2022, 127–128. «Работа над мифом» – концепция, разработанная Х. Блюменбергом (Blumenberg 1985). Она предполагает сочетание речевого акта и действия в процессе создания и поддержания мифа (Bottici 2007, 99). По сути, такая трактовка созвучна концепции «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса.

[45] Яркий пример такого прирастания – история «партизанских деревьев» с лозунгами, призывавшими на борьбу с японскими оккупантами. Эти деревья начали «обнаруживать» в конце 1950-х гг. в окрестностях горы Пэктусан, где, согласно официальной историографии, базировалась партизанская армия Ким Ир Сена (поначалу, кстати, в лозунгах он не упоминался – имя вождя возникает на них с начала 1960-х). Затем эти деревья начали находить по всей стране, причём содержание партизанских лозунгов соответствовало политическим требованиям момента обнаружения этих деревьев (так, в 1970-е обнаружились лозунги, подчёркивавшие преданность партизан младенцу Ким Чен Иру). Со временем эти деревья прочно обосновались как в официальной агиографии семьи Ким, так и в официальной историографии борьбы за независимость, образовав очередной коммеморативный комплекс (подробнее об этом см.: Ланьков 2020, 62–65).

[46] Ким 2014, 177–185.

[47] 제85주년 3∙1절 기념사 (Congratulatory speech on the occasion of the 85th anniversary of March First Uprising),” accessed June 28, 2023, https://archives.knowhow.or.kr/record/all/view/86811.

[48] “제63주년 3·1절 기념사 (Congratulatory speech on the occasion of the 63rd anniversary of March First Uprising),” accessed June 28, 2023, https://www.pa.go.kr/research/contents/speech/index.jsp?spMode=view&catid=c_pa02062&artid=1306877.

[49] В условиях проводимой южнокорейским правительством в XXI в. политики мультикультурализма наблюдается отход от традиционного историко-культурного подхода к определению корейской нации, но пока ещё рано говорить о полном отказе или переосмыслении: единство крови, языка и культуры является важным для самоидентификации корейцев сегодня, в том числе с точки зрения обоснованности объединения Кореи.

[50] 국사편찬위원회.

[51] Джан 2015, 250–251.

[52] Пан 2015, 82.

[53] Хан 2015, 310–311.

[54] Myers 2015, 12–21.

[55] Инициатива введения режима опеки принадлежала США. См.: Московское совещание министров иностранных дел Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Соединённого Королевства (16–26 декабря 1945 года). Корея. 27 декабря 1945 года. // Электронная библиотека исторических документов. [Электронный ресурс]. URL: http://surl.li/jbwci (дата обращения: 28.06.2023).

[56] Хан 2015, 313.

[57] Сон б.д.

[58] Подробнее об этих событиях см. Ланьков 2009.

[59] Стенограмма дискуссии в рамках секции «Корейский политический миф: версии Севера и Юга» на XIII Конвенте РАМИ в МГИМО.

[60] Утверждается же этот термин в северокорейском политическом нарративе только к середине 1960-х – в отличие от Юга, где он был в ходу с середины 1950-х (Myers 2015, 13).

[61] КНДР, 82.

[62] Ким 1979, 186.

[63] Ким, Кан 1995, 249.

[64] Верность заветам Ким Ир Сена считается в КНДР одной из основ государственности и одной из главных обязанностей национального лидера: «уважаемый и любимый товарищ Ким Чен Ын, без самых малейших изменений, в первозданном виде продолжает мысль и намерения великих вождей» (Танъ 2014).

[65] Фактически Корея была разделена непосредственно сразу после освобождения по 38 параллели в связи с договорённостями между СССР и США о принятии капитуляции японской армии в 1945 г.

[66] Подробнее о нарративе линии крови и чистоты крови в контексте нациестроительства в Корее см., например: Myers 2010; Крупянко и Акуленко 2017; Hyun 2019; Roebuck 2022; Асмолов et al. 2022, 125.

[67] Периодические издания КНДР регулярно публикуют статьи и фотографии, повествующие о зверствах японских колонизаторов. Помимо прочего, в КНДР созданы различные мемориальные объекты, которые также используются в воспитательных и просветительских целях, формируют устойчивые представления в массовом сознании об эксплуататорском характере японского колониализма и славной борьбе корейского народа за освобождение (дом-музей Мангёндэ, Тэсонсанское мемориальное кладбище революционеров, Музей революции и др.).

[68] Ким 1976, 118–119.

[69] Ibid., 230.

[70] Ibid., 304.

[71] Ibid., 305.

[72] Ким 1976, 443.

[73] Три основных принципа объединения – самостоятельность, мирное объединение, великая национальная консолидация – прописаны в Совместном заявлении Юга и Севера от 4 июля 1972 г. Последующие декларации (2000, 2007, 2018) основывались на этих принципах. Пребывание иностранных войск в Корее противоречит принципу самостоятельности. Требование вывести войска из Южной Кореи, а также ядерное оружие и оружие массового истребления обсуждалось между сторонами в ходе обмена мнениями, но никогда не включалось в текст совместной декларации (Предложения КНДР…1982, 168).

[74] Ким 2012, 12–13.

[75] ”로동신문 (Rodong Sinmun),” May 4, 2023, accessed June 28, 2023, http://surl.li/jbwcy.

[76] ”로동신문 (Rodong Sinmun)”, May 5, 2023, accessed June 28, 2023, http://surl.li/jbwdc.

[77] ”로동신문 (Rodong Sinmun)”, April 21, 2023, accessed June 28, 2023, http://surl.li/jbwdf.

[78] Случайная выборка речей президента Пак Чонхи в День освобождения (кванбокчоль) за 1970, 1974 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://surl.li/jbwdm (дата обращения: 28.06.2023); Речь президента Ким Дэ чжуна в 1998 г. по случаю празднования Первомартовского восстания. [Электронный ресурс]. URL: https://ko.wikisource.org/wiki/제79주년_삼일절_기 념사 (дата обращения: 28.06.2023); Речь президента Пак Кынхе в День Первомартовского восстания в 2013 г. [Электронный ресурс].URL: https://www.mk.co.kr/news/politics/5463499 (дата обращения: 28.06.2023).

[79] Min 2021, 32.

[80] Ким 2019, 132–133.

[81] “KBS News,” March 9, 2017, accessed June 28, 2023, https://news.kbs.co.kr/news/view.do?ncd=3442342.

[82] Этот Дом служит и музеем, и местом проживания оставшихся в живых «женщин для утешения» (на 2 мая 2023 г. их оставалось всего 9 из 240 официально зарегистрированных). См. “‘위안부’ 피해자 할머니 별세…생존자 이제 9명(‘Comfort Women’ victim Grandmother Starse… Survivors now 9),” Hankyoreh, May 2, 2023, accessed June 28, 2023, https://www.hani.co.kr/ arti/society/society_general/1090307.html.

[83] Корея. Коллективная фотовыставка «Коллективная память о японском милитаризме» // НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://oriental.hse.ru/hismem/photoex_korea (дата обращения: 28.06.2023).

[84] Ким 2022, 61–62.

[85] В КНДР в этом направлении активно действует (в том числе и на международной арене) «Корейский комитет по возмещению ущерба жертвам японской армии, принудительной мобилизации и «женщинам для утешения», а впервые этот вопрос был поднят, согласно официальной историографии, Ким Ир Сеном ещё в 1943 г. (Ким 1943).

[86] Ким 2014, 179.

[87] Бахтин 1986.

[88] См., например, Kim et al, 2013; Kang 2017; Shin 2018; Scholl 2019. Корпус подобных работ весьма обширен.

[89] Стенограмма дискуссии в рамках секции «Корейский политический миф: версии Севера и Юга» на XIII Конвенте РАМИ в МГИМО.

[90] Миллер 2012, 19.

[91] Малинова 2018, 33.

[92] Эта концепция служит своего рода «визитной карточкой» критической теории, элементом которой является постколониальный нарратив.

[93] Редкий пример обращения к теме экономической экспансии – короткий абзац в пятистраничном Отчётном докладе ЦК ТПСК II съезду партии: «Американские империалисты пытаются полностью превратить Южную Корею в собственную колонию с тем, чтобы вывозить из неё рис, золото, серебро, медь, вольфрам и другие ценные ресурсы Южной Кореи, сбывать там свои залежалые товары, пытаются полностью захватить всю Корею и сделать её плацдармом для агрессии на Востоке» (Ким 1976, 231).

[94] Фурс 2000, 65–66.

[95] Ahn 2014.

Источник Source

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *