Группа международных исследователей в сотрудничестве с Министерством по делам древностей Египта и Льежским университетом пролила новый свет на художественные приемы, использовавшиеся в древнеегипетских погребальных росписях. Исследование, проведенное под руководством ученых из CNRS, Университета Сорбонны и Университета Гренобль-Альп, позволило выявить скрытые детали двух росписей, датируемых примерно 1400 и 1200 гг. до н.э., что поставило под сомнение представление о формализме в древнеегипетском искусстве.
Результаты этого комплексного исследования были недавно опубликованы в журнале PLOS ONE, где представлены замечательные открытия, сделанные группой специалистов. Используя инновационные портативные инструменты для неразрушающего химического анализа и визуализации, исследователи смогли обнаружить тонкие изменения и штрихи, которые ранее оставались незамеченными невооруженным глазом.
Вопреки распространенному мнению, в древнеегипетской цивилизации не существовало специального слова «искусство». Ее творческое самовыражение часто воспринималось как жесткое и формальное, вплоть до произведений, найденных в погребальных часовнях. Однако недавнее исследование показало, что художники, известные как «рисовальщики-писцы», имели возможность проявлять художественную свободу в рамках общепринятых мотивов.
Группа исследователей сосредоточила свое внимание на гробнице Нахтамон с изображением Рамсеса II и гробнице Менна, в которой были представлены различные картины. В результате тщательного анализа были обнаружены значительные изменения, внесенные в процессе производства. Так, например, изображение Рамсеса II подверглось значительной переработке: были изменены его головной убор, ожерелье и скипетр. Аналогичным образом в сцене поклонения, изображенной в гробнице Менны, были изменены положение и цвет руки. Эти изменения, достигнутые за счет использования различных пигментов для оттенков кожи, привели к тонким, но значительным вариациям.
Для восстановления первоначального вида росписей ученые использовали такие современные методы, как рентгенофлуоресцентное картирование in situ, цифровые 3D-реконструкции с использованием фотограмметрии и макрофотографии, а также химический анализ. Со временем краски потускнели и претерпели физико-химические изменения, что привело к потере их истинной яркости. Однако с помощью этих передовых методов команда намерена вернуть картинам их первоначальное великолепие и бросить вызов статичному восприятию, часто ассоциирующемуся с этими шедеврами.
Это новаторское исследование не только подчеркивает динамическую природу фараоновского искусства, но и позволяет понять мастерство и интеллектуальные особенности древнеегипетских рисовальщиков-писцов. В дальнейшем группа будет анализировать другие картины в Фиванском некрополе в поисках новых свидетельств художественных модификаций и личных штрихов.
Филипп Мартинес, один из ведущих исследователей, поясняет: «Эти открытия позволяют заглянуть в сложный мир древнеегипетского искусства. Мы надеемся, что, восстановив первоначальные оттенки и раскрыв скрытые детали, мы сможем по-новому взглянуть на эти шедевры и оценить художественную сложность этой древней цивилизации».
Данное исследование является свидетельством силы междисциплинарного сотрудничества и неоценимого вклада научных исследований в раскрытие тайн нашего прошлого.
Оригинал earth-chronicles.ru