Живые существа действуют целенаправленно, но истоки целеустремленности долгое время оставались для ученых загадкой. Новое исследование, проведенное в Атлантическом университете Флориды (FAU), позволяет получить принципиально новое представление о возникновении целеустремленности у человека, используя нетрадиционный источник — человеческих младенцев. Изучая младенцев, исследователи стремились понять, как спонтанные движения превращаются в целенаправленные действия.
Эксперимент
В начале исследования младенцы вели себя как безучастные наблюдатели. Однако, когда одна из их ног была привязана к мобилю, установленному в кроватке, они обнаружили, что могут заставить мобиль двигаться. Чтобы зафиксировать этот момент осознания, исследователи использовали современную технологию захвата движения для измерения перемещений младенца и мобиля в трехмерном пространстве. Это позволило выявить динамические и координационные особенности, характеризующие «рождение самостоятельности».
[embedded content]
Роль положительной обратной связи
Каждое движение стопы младенца вызывало движение мобиля, создавая петлю положительной обратной связи. Когда мобиль двигался сильнее, младенец получал дополнительную стимуляцию к движению, что приводило к еще большему движению мобиля. Эта положительная обратная связь усиливала и подчеркивала причинно-следственную связь между младенцем и мобилем.
Доктор Дж.А. Скотт Келсо, старший автор исследования, пояснил: «На определенном критическом уровне координации младенец осознает свои причинные способности и переходит от спонтанного к преднамеренному поведению. Этот «ага!» момент отмечается резким увеличением скорости движения младенца».
Возникновение самостоятельности
Проведя анализ и динамическое моделирование экспериментов с человеческими младенцами, исследователи обнаружили, что самостоятельность возникает в результате взаимосвязи между младенцем и окружающей средой (в данном случае — мобилем). Исследование предполагает, что целенаправленные действия возникают, когда младенцы осознают свою способность к изменениям и понимают свои причинные возможности.
Цитаты ученых
— Сэр Исаак Ньютон: «Я могу рассчитать движение небесных тел, но не безумие людей».
— Чарльз Дарвин: «Выживает не самый сильный представитель вида, не самый умный, а тот, кто наиболее чутко реагирует на изменения».
— Эрвин Шредингер: «Сознание не может быть объяснено в физических терминах. Ибо сознание абсолютно фундаментально. Оно не может быть учтено в терминах чего-либо другого».
— Нильс Бор: «Предсказания очень трудны, особенно если речь идет о будущем».
Последствия и будущие исследования
Данное исследование проливает свет на раннее развитие самостоятельности у человека. Понимание того, как цель появляется у младенцев, может иметь значение для различных областей, таких как психология, нейронаука и искусственный интеллект. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение того, как развивается целеустремленность у младенцев и как она влияет на их когнитивное и социальное развитие.
Оригинал earth-chronicles.ru