Новаторское исследование, проведенное в Копенгагенском университете, разрушило давно устоявшееся мнение о том, что медузы — это простые существа с ограниченными когнитивными способностями.
Исследование, проведенное на карибской коробчатой медузе, показало, что эти морские организмы обладают сложными способностями к обучению, несмотря на рудиментарную нервную систему. Это открытие опровергает мнение о том, что медузы являются несложными существами, и позволяет предположить, что развитое обучение могло быть фундаментальным эволюционным преимуществом с самого момента возникновения нервной системы.
Медузы: Древние существа с удивительными способностями
Медузы обитают на Земле уже более 500 млн. лет, но их репутация простых организмов заслоняет их истинный потенциал. Такое представление в значительной степени основывалось на их примитивной нервной системе, которая меркла по сравнению с организмами, обладающими развитым централизованным мозгом. Однако недавнее исследование, проведенное в Копенгагенском университете, пролило новый свет на когнитивные способности медуз.
Профессор Андерс Гарм, соавтор исследования, поясняет: «Раньше предполагалось, что медузы могут управлять только простейшими формами обучения, включая привыкание. Теперь же мы видим, что медузы обладают гораздо более тонкой способностью к обучению и что они действительно могут учиться на своих ошибках. И при этом изменять свое поведение».
Сложные механизмы обучения у карибской коробчатой медузы
Объектом исследования стали карибские коробчатые медузы, в частности Tripedalia cystophora. Несмотря на наличие всего лишь тысячи нервных клеток, эти медузы продемонстрировали сложные механизмы обучения, которые позволили им адаптировать свое поведение в зависимости от накопленного опыта. Удивительно, но по скорости обучения эти медузы были сравнимы с плодовыми мушками и мышами.
Эксперименты, проведенные исследовательской группой, показали, что эти медузы используют визуальные контрасты для определения расстояния до корней мангровых деревьев, что позволяет им избегать потенциального вреда. Еще более удивительной является их способность корректировать свое поведение в зависимости от изменения контраста, вызванного такими факторами окружающей среды, как дождевая вода, водоросли и воздействие волн.
Профессор Гарм поясняет: «Наши эксперименты показывают, что медузы используют контраст для оценки расстояния до корней, что позволяет им уплыть в нужный момент. Еще интереснее то, что соотношение между расстоянием и контрастом меняется ежедневно. Медуза учится на контрастах течения, комбинируя визуальные впечатления и ощущения во время неудачных маневров уклонения».
Ассоциативное обучение у медуз
Исследование также показало, что эти медузы обладают способностью к ассоциативному обучению. Несмотря на то, что медузы имеют всего тысячу нервных клеток, в то время как наш мозг насчитывает около 100 миллиардов, они могут соединять временные совпадения различных впечатлений и узнавать связь. Такой тип обучения, называемый ассоциативным, позволяет им адаптировать свое поведение в зависимости от полученного опыта.
Профессор Гарм подчеркивает значимость этого открытия, заявляя: «Для фундаментальной нейронауки это очень большая новость. Она позволяет по-новому взглянуть на то, что можно сделать с помощью простой нервной системы. Это позволяет предположить, что способность к обучению могла быть одним из важнейших эволюционных преимуществ нервной системы с самого начала».
Разгадка тайн обучения медуз
Несмотря на то, что данное исследование позволило получить принципиально новые сведения о способности медуз к обучению, необходимы дальнейшие исследования для выявления конкретных нервных клеток, ответственных за такое обучение. В настоящее время ученые сосредоточились на раскрытии тайн обучения медуз, чтобы глубже понять, как эти организмы обрабатывают информацию и адаптируют свое поведение.
Оригинал earth-chronicles.ru