Леонардо да Винчи, знаменитый художник и ученый эпохи Возрождения, продолжает удивлять мир своими новаторскими методами. Недавний анализ, опубликованный в Journal of the American Chemical Society, пролил свет на экспериментальный подход да Винчи к живописи, в частности, на использование им оксида свинца(II) и его влияние на базовые слои его произведений.
Краски и пигменты, использовавшиеся да Винчи, на протяжении многих лет остаются предметом восхищения и интриг. Ученые исследовали его труды и произведения искусства в поисках ключей к разгадке секретов его мастерства. Многие из его картин начала 1500-х годов, в том числе и всемирно известная «Мона Лиза», были созданы на деревянных панелях, на которые перед началом работы необходимо было нанести толстый слой краски, так называемый «грунт». В то время как другие художники обычно использовали для этих целей гессо, да Винчи выбрал другой подход.
Последние анализы показали, что да Винчи экспериментировал с оксидом свинца(II), добавляя в масло этот оранжевый пигмент для придания краске особых свойств при высыхании. Эта нетрадиционная техника была использована не только в «Моне Лизе», но и в стене под «Тайной вечерей». Этот отход от традиционных фресковых техник того времени заинтриговал специалистов и любителей искусства.
Для дальнейшего изучения этих уникальных слоев группа специалистов под руководством Виктора Гонсалеса провела аналитические исследования высокого разрешения микрообразцов, взятых с «Моны Лизы» и «Тайной вечери». С помощью рентгеновской дифракции и инфракрасной спектроскопии они обнаружили, что грунтовые слои этих шедевров содержат не только масло и пигмент свинцовых белил, но и редкое соединение свинца — плюмбонакрит (Pb5(CO3)O(OH)2).
Присутствие плюмбонакрита в картинах да Винчи является важным открытием. Ранее это соединение никогда не обнаруживалось в картинах итальянского Возрождения, хотя позже, в 1600-х годах, оно было найдено в работах Рембрандта. Известно, что плюмбонакрит устойчив только в щелочных условиях, что позволяет предположить, что он образовался в результате реакции между маслом и оксидом свинца(II). Неповрежденные зерна оксида свинца(II), обнаруженные в большинстве образцов с «Тайной вечери», подтверждают эту гипотезу.
Искусствоведов и ученых поражает нетрадиционное использование да Винчи оксидов свинца. Хотя добавление оксидов свинца к пигментам для ускорения их высыхания было известно художникам, экспериментальные подтверждения этой техники во времена да Винчи отсутствовали. Даже в трудах да Винчи упоминания об оксиде свинца(II) ограничивались его использованием в средствах для кожи и волос, несмотря на его токсичность. Полученные недавно данные свидетельствуют о том, что да Винчи наверняка использовал оксиды свинца на своей палитре, что, возможно, способствовало созданию шедевров, которые и сегодня вызывают восхищение зрителей.
Оригинал earth-chronicles.ru