«Результаты поразительны, поскольку они предполагают, что многие наблюдаемые нами альтруистические модели поведения обусловлены желанием вести себя так, как от нас ожидают другие»
40% людей, оказавшись перед выбором — узнать, как их действия повлияют на других, — выбирают невежество, что позволяет им действовать эгоистично, сохраняя положительную самооценку.
Выбор невежества: Эгоистичная сторона человеческого поведения
40% людей, оказавшись перед выбором — узнать, как их действия повлияют на других, — выбирают невежество, что позволяет им действовать эгоистично, сохраняя положительную самооценку. Об этом свидетельствует исследование, недавно опубликованное Американской психологической ассоциацией и проливающее свет на распространенность и последствия умышленного невежества.
Ведущий автор Линь Ву, докторант Амстердамского университета, объясняет, что примеры такого сознательного невежества встречаются в повседневной жизни. Потребители часто игнорируют информацию о проблематичном происхождении приобретаемых ими продуктов, что позволяет им продолжать свое эгоистичное поведение без чувства вины. Исследователи задались целью выяснить, насколько распространено и вредно такое поведение, а также каковы его основные мотивы.
Методология и основные выводы
Для изучения этого феномена Ву и ее коллеги провели метаанализ 22 исследований, в которых приняли участие 6531 человек. Эти исследования, проводившиеся либо в исследовательских лабораториях, либо в Интернете, соответствовали протоколу, в котором участникам либо сообщалось о последствиях их действий, либо предоставлялся выбор остаться в неведении.
В одном из исследований участники должны были выбрать между меньшим вознаграждением в 5 долл. и большим в 6 долл. Если они выбирали меньшую сумму, то анонимный сверстник или благотворительная организация также получали 5 долл. Если же они выбирали большую сумму, то другой получатель получал только 1 долл. Некоторым участникам предоставлялась возможность узнать о последствиях своего выбора, в то время как другие получали информацию автоматически.
Результаты показали, что 40% участников, получив возможность выбора, предпочли не узнавать о последствиях своих действий. Более того, такое сознательное игнорирование сильно коррелировало с менее альтруистическим поведением. Вероятность того, что участники будут проявлять щедрость по отношению к другим, на 15,6 процентных пункта выше, если они были осведомлены о последствиях, по сравнению с теми, кто оставался в неведении.
Причины и последствия
Исследователи предположили, что одной из причин выбора в пользу умышленного неведения является то, что некоторые люди занимаются альтруистическим поведением для поддержания позитивной самооценки. Оставаясь в неведении, они могут продолжать считать себя альтруистами, не совершая соответствующих действий.
Соавтор исследования Шауль Шалви, профессор поведенческой этики Амстердамского университета, поясняет, что метаанализ подтверждает эту гипотезу. Участники, решившие узнать о последствиях своих действий, на 7 процентных пунктов чаще проявляли щедрость по сравнению с теми, кто получал информацию по умолчанию. Это говорит о том, что по-настоящему альтруистически настроенные люди активно ищут знания о том.
Шалви считает эти выводы интересными, поскольку они позволяют предположить, что многие наблюдаемые альтруистические модели поведения обусловлены давлением со стороны общества и стремлением к позитивному восприятию. Хотя большинство людей готовы поступать правильно, будучи полностью информированными, их готовность не всегда проистекает из искренней заботы о других. Дороговизна праведности, требующая времени, денег и усилий, часто приводит к тому, что человек выбирает невежество как легкий выход из положения.
— Полученные результаты очень интересны, поскольку они позволяют предположить, что многие из наблюдаемых нами альтруистических форм поведения обусловлены желанием вести себя так, как ожидают от нас другие». — Шауль Шалви, доктор философии, Амстердамский университет
Оригинал earth-chronicles.ru